новость

от 17.05.2016

Андрей Кобяков провел заседание Совета Министров

Заседание Совета Министров Республики Беларусь под председательством Премьер-министра Андрея Кобякова прошло 17 мая.

Рассмотрены итоги социально-экономического развития страны за первый квартал 2016 года.

«Цифровые показатели известны. По оперативным данным Белстата за четыре  месяца ВВП имеем 97 процентов, - заявил Андрей Кобяков, открывая заседание. - За апрель мы приросли на 0,6 процентных пункта. Итого, у нас наблюдается ряд достаточно последовательный: январь – 95,7%, январь-февраль – 96%, первый квартал 96,4%, четыре месяца – 97%. В принципе, налицо определенная динамика возврата на траекторию экономического роста».

Премьер-министр отметил, что Правительство и Национальный банк последовательно реализуют меры макроэкономической балансировки во внешнеэкономических условиях, существенно отличающихся от тех, на базе которых формировался прогноз на 2016 год.

«Напомню, цена на нефть прогнозировалась на уровне 50 долларов за баррель, в первом квартале она составила 32 доллара США за баррель. Предполагалось, что курс российского рубля будет в районе 63 рублей за доллар, в первом квартале он составил 74,6 рублей за доллар. Планировалось, что темп роста экономики в России, нашем основном экономическом партнере, будет на уровне 100 процентов, фактически – 98,8%. Мы предполагали, что среднегодовой курс белорусского рубля к доллару США будет на уровне  18 689. Как вы знаете, в первом квартале среднее значение белорусского рубля составило 20 755 рублей за доллар», - напомнил Премьер-министр.

По его словам, меры макроэкономической балансировки не могли не сказаться на темпах развития экономики, прежде всего на ее реальном секторе. «По ВВП за первый квартал мы не добрали 2,5 процентных пункта к квартальному прогнозу, - заявил Андрей Кобяков. - Напомню, прогноз на первый квартал был 98,9 процента. Тем не менее, промышленность, хоть и ниже 2015 года, но выше, чем прогнозировали. В первом квартале имеем 95,7 при прогнозе 95 процентов. За четыре месяца – уже 97,5 процента».

Две трети отставания от прогноза в первом квартале сформировано за счет снижения валовой добавленной стоимости по секции строительство, констатировал Андрей Кобяков. Еще треть – это связанное с этим замедление грузоперевозок и оптового товарооборота. С плюсом сработало только сельское хозяйство - 102 процента за первый квартал.

«Неустойчивость на нефтяном и калийном рынках привело к значительным ценовым потерям на наших экспортных рынках и падению стоимостных объемов экспорта на 16,7 процента, - продолжил Руководитель Правительства. - Если отбросить калий и нефтянку, то при общем проседании цен физические объемы экспорта выросли на 4 процента».

Бюджет при этом недополучил доходы. В первом квартале доходы от таможенных пошлин на нефтепродукты составили только 140 млн. долларов США, или 12,7% от годового плана.

В то же время, при всей сложности ситуации, обеспечена финансовая и валютная стабильность. Сохраняется гибкий валютный курс.

В первом квартале колебания курса достигали 22 тысяч за доллар при запланированном среднегодовом значении – 18,7 тысячи рублей за доллар. «Это, в свою очередь, не могло не повлиять на финансовое состояние предприятий, многие из которых имеют кредиты в валюте. Тем не менее, по курсу российского рубля мы вышли на уровень среднегодового прогнозного значения, а прогноз у нас 297 белорусских рублей за российский рубль, что поддерживает конкурентоспособность отечественных товаров на нашем основном торговом рынке», - подчеркнул Андрей Кобяков.

«Рыночные колебания валютного курса не вызвали ажиотажного спроса на валюту и не обострили ситуацию на валютном рынке, - заявил Премьер-министр. – За четыре месяца чистая продажа валюты населением составила 347 млн. долларов США, в том числе в апреле – 199 млн. долларов США».

Потребности субъектов хозяйствования в валюте удовлетворены в полном объеме, а начиная с февраля, они также стали чистыми продавцами валюты. В апреле на чистой основе юрлицами продано 116 млн. долларов США.

«Сохранили баланс внешней торговли. За январь-март 2016 года сальдо торговли товарами и услугами находится в рамках прогноза: минус 0,1 процента ВВП при прогнозе не хуже, чем минус 0,9 процента, - обратил внимание Андрей Кобяков. - Своевременно и без ущерба для международных резервов рассчитались по валютным долгам».

Андрей Кобяков добавил, что хотя инфляция и не следует синхронно за девальвацией, что является положительной тенденцией, но ее уровень вызывает обеспокоенность. «За четыре месяца имеем прирост инфляции, плюс 6,4 процента, - констатировал он.- Не в последнюю очередь вопрос «оживления» инфляции связан с тем, что ряд государственных предприятий, которым, кстати, оказывается господдержка, за счет роста цен пытаются поправить свою экономику, не снижая затраты, а на фоне некоторой активизации спроса активно стали увеличивать свою заработную плату, что категорически не правильно».

Если рост заработной платы происходит на основе реальных, рыночных результатов работы – вопросов нет, подчеркнул он. «Но когда отдельные предприятия вдруг решили поднять заработную плату, сидя при этом на игле господдержки, в то время как установлены жесткие нормативы по зарплате в бюджетной сфере, а пенсии и пособия растут очень умеренно – это недопустимо. Соответствующие поручения по пресечению подобной практики мной даны», - заявил он.
 
С учетом изменившихся условий Минэкономики, Минфин и Нацбанк уточнили прогноз. Уточненные расчеты сделаны при средней цене нефти на 2016 год 35 долларов за баррель и среднегодовом курсе российского рубля – 75 рублей за доллар: то есть вариант сценария 35/75. «При таком сценарии годовой разрыв финансирования бюджета оценивается в объеме 27 трлн. рублей. Это лучше, чем при сценарии 30/90, который мы обозначали в самом начале года, когда разрыв составлял 38 трлн. рублей», - заявил Андрей Кобяков. По его словам, принятые во исполнение Указа № 78 меры по консолидации бюджета – по сокращению расходов на 15,4 трлн. рублей и привлечению в бюджет дополнительных доходов в размере 5 трлн. рублей - позволяют сократить этот разрыв в условиях сценария 35/75 до уровня в 6,6 трлн. рублей.

«Ситуация сегодня чуть лучше, чем расчетная, - констатировал Андрей Кобяков. - Кто-то, может, полагает, что за счет этого принятых мер будет достаточно для балансировки бюджета. На фоне улучшения котировок нефти у отдельных министров, председателей облисполкомов появились идеи восстановить расходы, зарезервированные при консолидации бюджета. Всем отвечаю сразу – пока принятых мер явно недостаточно».

Руководитель Правительства подчеркнул, что в первую очередь на повестке дня должны стоять вопросы снижения затрат, повышения эффективности функционирования предприятий и отраслей. «Проблемы остаются, сами собой они не решатся, - сказал он. - Мы должны продолжить поиск дополнительной консолидации бюджета. Минфину совместно с МНС и Минэкономики поручаю проработать этот вопрос с заинтересованными и внести его в Правительство для обсуждения на Совете по выработке оперативных мер экономического развития с участием высших должностных лиц».
 
Андрей Кобяков напомнил, что оптимизированы под текущие возможности объемы директивного кредитования - с 44 трлн. рублей до 28 трлн. рублей. «Мы серьезно пересмотрели капитальные расходы бюджета, ужесточили требования банков к оценке инвестиционных проектов. Все это не могло не отразиться на цифрах, - констатировал он. - Как следствие, ожидаемо просели объемы строительно-монтажных работ - 77,1 процента за 4 месяца,  и инвестиции в основной капитал - 76 процентов», - проинформировал он.

Достижение целевых задач по росту экономики за счет раскручивания внутреннего спроса при нынешних экономических условиях чревато существенными макроэкономическими рисками, уверен Руководитель Правительства. По его словам, компенсировать выпадающие объемы в строительстве можно и нужно, прежде всего, обеспечивая своевременный ввод объектов, где имеется достаточное финансирование, а также через активное вовлечение внешних ресурсов в проекты реального сектора экономики.

Это – освоение российского кредита на строительство АЭС, кредита Всемирного банка на реконструкцию автомобильной дороги «Минск – Гродно», китайских кредитных линий на реализацию проектов по завершению реконструкции автомобильной дороги «Минск – Гомель», созданию индустриального парка «Великий камень», завода «Белджи», строительству завода по производству сульфатной беленой целлюлозы на Светлогорском ЦКК, перевооружению Добрушской бумажной фабрики, модернизации энергосистемы, созданию национальной системы спутниковой связи и вещания и др.

«Беспокоит ситуация, когда на каждом углу строители трубят о недостаточной загрузке, отсутствии работы, но при этом на ключевых объектах, обеспеченных финансированием, не хватает строителей, - заявил Андрей Кобяков. - Мной давались поручения Министру архитектуры и строительства взять каждую стройку, где обеспечено внешнее финансирование, на ручной контроль. Прошу детально доложить, как выполняется это поручение, где не осваиваются средства, по каким причинам, как решаются вопросы с обеспечением объектов строителями».

Общее снижение объемов промышленного производства по всем отраслям за 4 месяца составило 2,5 процента. «Есть заметные тенденции к восстановлению объемов производства, - отметил премьер-министр. - Ежемесячно прирастаем на 1,2 – 1,8 процентных пункта. Это связано не только с эффектом низкой базы, но и с тем, что этот сектор реально оживляется».

Больше, чем в прошлом году в Беларуси произвели уборочных машин (на 6,8 процента), обоев (на 14,4 процента), стекла листового (на 11,1 процента), тканей (на 6,2 процента), чулочно-носочных изделий (на 18,4 процента), молока и молочной продукции (на 9,8 процента), телевизоров (в 3,2 раза), на треть увеличились объемы производства плит ДСП, достигнут уровень прошлого года по тракторам (100,4 процента).

«Ключевое требование к производству – две трети всех объемов должно уходить на экспорт,  - напомнил Андрей Кобяков. - Это значит, что по основным товарам-представителям необходимо продать на экспорт - не менее 28 тысяч тракторов, почти 7 тысяч грузовых автомобилей, почти 2 млн. тонн готового проката и черных металлов, 1,5 млн. тонн цемента, 125 тыс. тонн сыров и так далее». Минэкономики детально проработало каждую товарную позицию.

Правительством созданы мониторинговые группы по освоению новых рынков: Мексика, Коста-Рика, Панама, Чили, Марокко, Танзания, Замбия и др. «МИДу поручаю организовать их эффективную работу», - поставил задачу Андрей Кобяков.

По его словам, вызывает озабоченность падение экспорта в Китай, в первую очередь за счет калийных удобрений. «Но даже без них экспорт в эту стану упал на 22 процента, - констатировал он. - Необходимо перестроить работу на Вьетнамском рынке, экспорт в эту страну сократился почти в 4 раза, использовать новые возможности от создания зоны свободной торговли и быстро внедрять Соглашение о промышленной сборке с прицелом на весь регион Юго-восточной Азии».

За многими странами закреплены должностные лица, отвечающие за экспорт. «Пока работа по продвижению наших товаров не носит комплексный характер. Задания не выполняются по большинству стран.

Более результативными должны быть и выездные мероприятия», - заявил Премьер-министр.

Он напомнил, что главными приоритетами выступают рост экспорта, снижение затрат, создание новых рабочих мест и своевременное освоение инвестиций, обеспеченных финансированием».

Андрей Кобяков  попросил выступающих на заседании отдельно остановиться на этих приоритетных задачах и доложить, как они будут обеспечены в первом полугодии и по итогам года. «Нельзя допустить снижения темпов роста в сельском хозяйстве. Во втором квартале следует сконцентрироваться на производстве молока: есть все возможности нарастить объемы до 103,6 процента; кормов - должны заготовить не менее 7,4 млн. тонн сенажа, что даст прирост на 7,2 процента. Плюс эффективность животноводства. Эксперты полагают, что есть резервы и по птице», - сказал он.

Руководитель Правительства также остановился на вопросах создания новых рабочих мест. «Белстат докладывает о выполнении квартального показателя. План – 7320, факт - 8832. Если это так, то можно смелее двигаться в вопросах более эффективного распределения трудовых ресурсов, с предприятий, где есть избыточная численность – на вновь создаваемые рабочие места. Но это мы обсудим отдельно», - заявил Премьер-министр.

«На раскачку времени нет. По итогам первого полугодия каждый будет держать ответ за вверенный участок работы, - подытожил Андрей Кобяков. - Принято решение, что в ближайший месяц на заседаниях Президиума по ключевым вопросам развития заслушаем абсолютно всех министров и губернаторов. График подписан, прошу всех серьезно готовиться».

Как отметил в своем докладе Министр экономики Владимир Зиновский, с учетом сложившихся экономических условий в стране принят ряд стимулирующих мер для реального сектора экономики. Разрешено перенести курсовые разницы 2016 года на будущие периоды. Предоставлено право не начислять амортизацию. Ключевым энергоемким предприятиям сохранены тарифы на энергоресурсы на уровне 2015-го года. Для ряда предприятий их уровень дополнительно понижен. Валютная политика поддерживает экспорт. Это дает свои результаты. «После невысоких объемов экспорта в первые два месяца, в марте экспорт товаров и услуг вырос на 14 процентов. Восстанавливается внешний спрос на наши инвестиционные товары. Их экспорт за первый квартал вырос на 2,2 процента по сравнению с первым кварталом 2015 года», - констатировал министр.

По его словам, взвешенная макроэкономическая политика позволила начать последовательное снижение ставки рефинансирования. «Это решение Правления Национального банка своевременно и обоснованно», - считает он.

Владимир Зиновский напомнил, что в практическую плоскость перешли вопросы реализации программно-целевого метода. Утверждены 19 из 20 госпрограмм в увязке с проектом пятилетки. По ним установлены ключевые показатели эффективности.

По поручению Правительства Минэкономики сформирован перечень из 120 основных инвестиционных проектов, реализуемых в 2016 году. Их общий объем финансирования 55,8 трлн. рублей. За каждым объектом закреплены ответственные должностные лица. Контроль за выполнением строительно-монтажных работ на данных объектах должен еженедельно осуществляться рабочей группой Минстройархитектуры.

Также подготовлен перечень инвестиционных проектов, обеспечивающих привлечение прямых иностранных инвестиций с объемом 754 млн. долларов США. Ответственные – руководители министерств, облисполкомов и Мингорисполкома.

«Каждой организации необходимо обеспечить полную и своевременную выборку кредитов в рамках постановления «О кредитовании государственных программ и мероприятий в 2016 году – отметил Министр. - По каждому инвестпроекту министерствам и исполкомам предлагаем определить должностное лицо, персонально ответственное за его своевременное завершение».

По его словам, важная задача – вовлечь в экономический оборот имеющиеся средства населения. «С одной стороны, принят ряд административных решений по ограничению привлекательности потребительского импорта, Декрет №7 по безотзывным депозитам, Указ №40 о посылках. С другой стороны – нужны эффективные инструменты «связывания» денег людей», - сказал он. Для этого многие страны, столкнувшиеся с подобными проблемами, включали, такие инструменты, как резкое удешевление стоимости и упрощение доступа к земельным участкам около крупных городов; концентрация ограниченных ресурсов господдержки на сетевой инфраструктуре; стимулирование индивидуального жилищного строительства.

«Эти направления способны дать рост на горизонте полутора лет с момента начала их реализации. Мы предусматриваем их в проекте Программы пятилетки», - продолжил он.

По информации Владимира Зиновского, промышленность в первом квартале сработала на уровне поквартального прогноза – 95,7 процента. Вместе с тем, валовая добавленная стоимость ниже 100 процентов. По итогам полугодия необходимо выходить на темпы роста в 100,2 процента, наращивая  этот показатель по итогам года еще выше. Предпосылки для этого есть, уверен Министр. В январе-апреле восстановление промышленности ускорилось: плюс 1,8 процентных пункта к январю-марту, или 97,5 процента к соответствующему периоду прошлого года.

Владимир Зиновский подчеркнул, что ключевое условие производственной политики текущего года – поставка всех дополнительно произведенных объемов на экспорт. Основная экспортная нагрузка ложится на сложнотехнические товары. Именно поэтому принято решение сконцентрировать экспортную поддержку на этой продукции.



Фотографии