Участие в заседании межправительственного совета Евразийского экономического союза

7 марта Премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков принял участие в заседании межправительственного совета Евразийского экономического союза, которое прошло в Бишкеке.

Перед началом заседания с главами делегаций, участвующих в очередном заседании Евразийского межправительственного совета, встретился Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев.

В ходе встречи Алмазбек Атамбаев тепло поприветствовал глав делегаций на кыргызской земле и пожелал им успешного проведения заседания Евразийского межправительственного совета и плодотворной работы.
Глава государства выразил надежду на то, что сегодняшнее заседание Евразийского межправительственного совета послужит действенной площадкой для конструктивного и содержательного обмена мнениями по решению актуальных и насущных вопросов дальнейшего взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза.

Само заседание прошло в узком и расширенном форматах.

Во время своего выступления Андрей Кобяков пожелал успехов Кыргызской Республике на посту страны-председателя в органах ЕАЭС в текущем году. По словам Андрея Кобякова, в Беларуси с большим вниманием изучили обращение Президента Кыргызской Республики по случаю председательства Кыргызстана в органах ЕАЭС. «Поддерживаем изложенные документом подходы по активизации работы на внутреннем контуре ЕАЭС, и готовы к совместному взаимодействию по их реализации. Давая общую оценку дел в Евразийском экономическом союзе, отмечу, что за первых два года его функционирования сделано вроде бы и не мало. Но, хотя мы и собираемся не редко, и новости о союзе постоянно мелькают на передовицах газет, по настоящему прорывных знаковых успехов по развитию евразийской интеграции пока, к сожалению, нет», - констатировал Премьер-министр.

По словам Андрея Кобякова, это первое в текущем году заседание на столь высоком уровне, после декабрьской встречи Глав Государств в Санкт-Петербурге, в которой Беларусь не приняла участие. «Решение о неучастии в этой встрече не было спонтанным. На это есть веские причины, которые существуют у нас в двусторонних отношениях с Российской Федерацией. Мы вынуждены констатировать, что сегодня не исполняется двусторонняя нормативно-правовая база, которая была создана не в отрыве, а в тесной взаимосвязи с многосторонними договоренностями Евразийского экономического союза. Причем проблемы в двусторонних отношениях фундаментально влияют на наше участие в многосторонних интеграционных процессах. Мы не разделяем эти два трека, потому что проблемы в двусторонних отношениях влияют искажающе на Евразийскую интеграцию. Мы действительно выражаем крайнюю озабоченность в связи с сохраняющейся неурегулированностью проблем в нефте-газовой сфере, несоблюдением двусторонних и многосторонних договоренностей по условиям поставок энергоносителей, и бездействием на этом фоне Евразийской экономической комиссии», - отметил Премьер-министр.

При этом Руководитель Правительства подчеркнул, что  Республика Беларусь при подписании Договора о Евразийском экономическом союзе в мае 2014 года обращала внимание в своем заявлении, что будет добросовестно выполнять свои обязательства в рамках договора при условии, что на многосторонней и многосторонней основе будут достигнуты конкретные договоренности о снятии барьеров, ограничений и изъятий в торговле отдельными видами товаров и оказании отдельных видов услуг, в первую очередь, в отношении энергоносителей, продукции сборочных производств, и другие чувствительные позиции. «К сожалению, прошедшее время лишь подтвердило актуальность данного заявления. Мы поставили задачу реализовать фундаментальные свободы: движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, являющиеся базисом нашего экономического союза. Вынуждены констатировать, что создаются все новые препятствия и барьеры. Ладно, пусть будет пока разница в ценах на газ. Мы договорились при подписании договора о Евразийском экономическом союзе, что она будет постепенно ликвидирована к 2025 году. Но почему-то разница резко растет. Ни на один, ни на пять и даже ни на десять процентов, а разница в ценах между Беларусью и Российской Федерацией выросла с 38% в начале 2014 года до 110% в 2016 году. Почему после создания ЕАЭС вместо постепенного сокращения, разница стала почти в 3 раза выше? Какая свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы здесь может быть?  Наши партнеры прекрасно осведомлены, что 96% электроэнергии в Республике Беларусь вырабатывается из российского природного газа. Как в такой ситуации можно конкурировать на общем рынке? Беларусь готова двигаться вперед, но мы против того, что бы делать вид, что движемся вперед», - отметил он.

Андрей Кобяков напомнил, что при подписании договора о Евразийском экономическом союзе стороны договорились об отдельных изъятиях. «Но при этом договорились, что мы их ликвидируем в кратчайшие сроки. Вместо этого всевозможные внутренние препятствия только нарастают как снежный ком. Такая картина наблюдалась и в 2016 году, не смотря на неоднократные обсуждения вопроса  на различных уровнях. Потеряли за счет препятствий. Вместо одних, которые прекращают действия, тут же вырастают другие. Эскалация ограничений, национальные программы импортозамещения, в которых товары, произведенные в других странах ЕАЭС, почему то оказываются чужеродными. При этом решение №73 Высшего Евразийского экономического совета практически полностью дезавуировано. Постоянно поднимая проблему  ограничений и изъятий между странами ЕАЭС мы постоянно натыкаемся на глухую стену, продвижение в этой сфере идет не в перед, а назад. Вместе с тем, хотел бы выразить надежду, что подготовленный ЕЭК доклад по барьерам, изъятиям и ограничениям не превратится в конечный и единственный результат проведенной работы, а станет практическим пособием к действию», - отметил Премьер-министр.

Руководитель Правительства также обратил внимание, что  не реализована белорусская инициатива в выработки механизма функционирования Евразийского экономического союза в условиях применения одним из государств-членов односторонних мер защиты рынка в отношении других государств. «В условиях действия ответных санкционных мер со стороны России в течении более чем двух с половиной лет мы так и не смогли договориться по транзиту товаров в третьи страны. А это прямые потери бюджета. Мы зависим от экспорта и свободы транзита товаров для нас, и для других партнеров по союзу, весьма чувствительный вопрос.  Пока мы теряем драгоценное время на борьбу с изъятиями и ограничениями друг у друга, мы упускаем возможности в направлении согласованной промышленной политики. У нас дальше наспех подготовленных без учета мнений друг друга программ импортозамещения дело пока не идет. Сегодня нам предложено к рассмотрению решение по промсборке, производству комплектующих для нужд сельского хозяйства, развитию экспорта оборудования. Предлагаем направить максимум усилий на их практическую реализацию», - резюмировал Андрей Кобяков.

Он также отметил, что положительным моментом деятельности ЕАЭС является расширение внешнеэкономических связей. «Причем с каждым международным партнером работаем индивидуально с учетом как союзных обязательств, так и национальных интересов. Для Беларуси, это в первую очередь, наращивание белорусского экспорта и обеспечение надлежащей защиты отечественных производителей. Хоть и с опозданием, но в конце прошлого года запущен единый рынок лекарственных средств и медицинских изделий. А это равный доступ к рынкам фармацевтических препаратов, в том числе при закупках для государственных нужд», - подчеркнул Андрей Кобяков.

Премьер-министр также обратил внимание, что нельзя допустить разворота интеграции вспять. «Нельзя допустить, чтобы узконациональные корпоративные и меркантильные интересы стали трендом в развитии союза», - отметил он.

Повестка дня заседания включала 14 вопросов. Главы правительств обсудили состояние взаимной торговли в 2015-2016 годах, сферы экономики, обладающие интеграционным потенциалом в Евразийском экономическом союзе, и меры, направленные на его использование, а также возможности устранения препятствий в развитии внутреннего рынка Евразийского экономического союза.

Стороны согласовали совместные прогнозы развития агропромышленного комплекса, спроса и предложения государств - членов ЕАЭС по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия на текущий год. Также на рассмотрение был вынесен вопрос об организации в странах ЕАЭС производства аналогов выпускаемых в третьих странах комплектующих для машин и оборудования для сельского хозяйства. Кроме того, главы правительств обсудили меры по развитию экспорта на рынки третьих стран сельхозтехники и оборудования, производимых в государствах ЕАЭС.

Следующее заседание межправительственного совета Евразийского экономического союза планируется провести в Казани.
Распечатано с сайта government.by
Адрес публикации http://government.by/ru/content/7089
распечатать