Бел | Рус | Eng PDA
новость

от 10.02.2009

Премьер-министр Беларуси потребовал организовать в республике системную работу по акционированию госпредприятий

Премьер-министр Беларуси потребовал организовать в республике системную работу по акционированию госпредприятий

Премьер-министр Беларуси потребовал организовать в республике системную работу по акционированию госпредприятий и продаже находящихся в собственности государства акций реформированных предприятий отечественным и иностранным инвесторам. Об этом он заявил сегодня на заседании Президиума Совета Министров. "Вы должны системно организовать работу по акционированию госпредприятий и продаже акций. Нужно сделать эффективным использование государственной собственности, но пока это не получается", - подчеркнул руководитель Правительства, обращаясь к Председателю Госкомимущества Георгию Кузнецову, который отчитывался перед Президиумом о выполнении соответствующих поручений Правительства.

Премьер-министр подчеркнул, что Госкомимущество должно "не только отслеживать движение бумаг, но и вести реальную работу с предприятиями", и вместе с республиканскими органами госуправления публично распространять информацию о планируемой продаже акций, принадлежащих государству. "Общественность должна знать, что мы предлагаем, что мы хотим продать. При этом информацию должны получать как белорусские, так и иностранные инвесторы ", - сказал Сергей Сидорский.

Как проинформировал Председатель Госкомимущества, в течение трех лет в Беларуси планируется приватизировать 519 предприятий.

По словам Георгия Кузнецова, в 2008 году из планируемых к реформированию 161 предприятия было реформировано 156, на базе которых создано 107 акционерных обществ. При этом одно общество ("Мотэкс", Беллегпром") создано с участием российского инвестора.

По различным причинам не проводились соответствующие работы на двух предприятиях Минстройархитектуры, двух предприятиях Минторга и одном предприятии Минсельхозпрода.

Вместе с тем, по словам Георгия Кузнецова, "проведен конкурс по продаже Гомельского и Речицкого судостроительно-судоремонтных заводов, подготовлен соответствующий проект распоряжения по Бобруйскому заводу древесноволокнистых плит". Дополнительно проведены работы по приватизации 3-х предприятий, включенных в план на 2009 год.

Председатель Госкомимущества сообщил, что в настоящее время с учетом ОАО, созданных в 2008 году, доля Республики Беларусь имеется в 738 обществах. Правительством утвержден перечень из 146 обществ, акции которых подлежат продаже в 2008-2010 годах.

Как отметил Георгий Кузнецов, в 2008 году республиканскими органами госуправления подготовлены предложение по продаже акций только по 54 акционерным обществам, решения приняты только по двум. Остальные предложения были возвращены в связи с недостаточной обоснованностью продажи. "Размеры, способы и условия предлагаемых органами госуправления к продаже пакетов акций не согласуются с потребностью акционерных обществ в инвестициях, нет предварительной работы с инвесторами", - пояснил Председатель Госкомимущества.

Георгий Кузнецов также сообщил, что в 2009 году планируется акционировать 213 госпредприятий. "Мы утвердили график акционирования в этом году, создали совместные комиссии с предприятиями, ведем инвентаризацию объектов. Сейчас надо искать инвестора ", - отметил он.

Георгий Кузнецов также заявил о необходимости совершенствования законодательства о приватизации в Беларуси с целью активизации этого процесса. С этой целью в Закон о приватизации государственной собственности в Беларуси будут внесены изменения. Данный законопроект включен в план нормативно-правовых актов, которые будут рассматриваться в 2009 году.

Кроме того, по мнению Председателя Госкомимущества, для активизации процессов приватизации в Беларуси необходимо также внести изменения в Декрет Президента № 3. "Сейчас акции убыточных акционерных обществ продаются по рыночной цене. Когда выставляем их на аукцион, никто не покупает, - сказал Георгий Кузнецов. - Надо определить механизм продажи таких акций по балансовой стоимости, тогда будут упрощены многие вопросы продажи и привлечения инвесторов к преобразованию убыточных ОАО".

Как сообщила журналистам по итогам заседания Президиума Совета Министров директор Фонда государственного имущества Госкомимущества Наталья Жерносек, Закон о приватизации госсобственности в Беларуси действует с января 1993 года. За этот долгий период многое изменилось в законодательстве и в подходах по реформированию государственной собственности.

"Поэтому закон о приватизации требует капитальной ревизии", - считает Наталья Жерносек. Планируется, что в августе 2009 года он будет внесен на рассмотрение.

В свете реформирования законодательства также необходимо разработать более гибкий механизм определения цены продажи акций. Наталья Жерносек пояснила, что "в каждом конкретном случае есть две стороны сделки: кто продает и кто покупает, и всегда стороны стараются договориться, идут на какие-то уступки". Если одна сторона проигрывает в ценовых условиях, то она может выиграть в других. В этой связи предлагается при оценке стоимости акций убыточных предприятий отойти от рыночной цены продажи к продаже по балансовой стоимости. "В этом случае, когда мы можем иметь новое современное производство, то надо соглашаться на такие условия, - считает директор фонда. - Надо считать деньги, но при этом учитывать, что получишь на сегодняшнем этапе, а что завтра. Здесь речь идет не о продаже имущества за бесценок. В каждом конкретном случае необходим индивидуальный гибкий подход определения цены продажи". Такие подходы и будут предлагаться при реформировании законодательства, подчеркнула Наталья Жерносек.

По ее оценке, "после вялотекущей приватизации предыдущих лет, те результаты, которые достигнуты в 2008 году, можно назвать значительными". В число реформированных в 2008 году вошли гиганты белорусской промышленности: Минский автомобильный завод, Минский моторный завод, БелОМО, транспортные предприятия и другие. Общий уставный фонд реформированных предприятий составил более Br4 трлн., на них занято около 90 тыс. человек.

"Вместе с тем, - добавила Наталья Жерносек, - поставив задачу реформирования госсобственности, мы понимаем, что дело не только в смене вывески с РУП на ОАО". Собственность в виде акций должна приносить доход, повышать занятость, обеспечивать труженикам коллектива достойную заработную плату, увеличивать рентабельность производства, внедрять новые технологии, привлекать инвесторов.

По каждому акционированному предприятию будут разработаны подходы по привлечению инвесторов. Но пока эта работа идет медленно, за что Госкомимущество и отраслевые министерства подверглись критике Премьер-министра на заседании Президиума Совмина. "Мы принимаем эту критику и стремимся активизировать работы по приватизации, принять меры по привлечению инвесторов", - заверила Наталья Жерносек. На заседании Президиума Совмина одобрены предложения Госкомимущества по совершенствованию законодательства в области приватизации.

Будет осуществляться более тесная работа и с отраслевыми организациями, управлениями, местными органами власти по разработке подходов, порядка и условий продажи предприятий.

Директор фонда госимущества констатировала, что каждое государство определяет для себя стратегическое ядро своей индустрии, экономики. Это тот сектор, где государство пока будет поддерживать и сохранять контрольные пакеты в госсобственности до прихода стратегических инвесторов. В прошлом году указом был определен перечень таких предприятий, где льготная продажа акций и их обмен на чеки "Имущества" осуществляться не будут.

Наталья Жерносек напомнила, что в настоящее время продолжается льготная приватизация предприятий за чеки "Имущества". Она признала, что в перечне ОАО, акции которых можно приобрести за чеки, нет высокодоходных. Но здесь необходимо учитывать складывающуюся на рынке ситуацию. Доходы тем не менее могут быть, хотя и небольшие. Экономика страны развивается, соответственно прибыль получат и предприятия, владельцами акций которых могут стать граждане. Наталья Жерносек сообщила, что в 2008 году доходы от дивидендов в республиканский бюджет составили около Br100 млрд.

Сегодня же на заседании Президиума Совета Министров Беларуси рассмотрена концепция реформирования Белорусской энергетической системы. Данный документ разработан в целях определения подходов по совершенствованию управления энергосистемой путем создания финансово устойчивых энергетических организаций. Он предполагает конкуренцию и рыночные отношения в области производства и продажи электрической и тепловой энергии, создание условий для привлечения инвестиций и адаптации системы к проводимым в соседних государствах реформам в области электроэнергетики.

Концепция разработана с учетом Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 года № 433. В основе нового документа лежит также Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов до 2011 года (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 2007 года № 575).

Необходимость реформирования Белорусской энергетической системы вызвана также и внешними факторами, в числе которых международные договоры с участием Республики Беларусь.

Это, в частности, Концепция формирования общего электроэнергетического рынка государств СНГ (подписана 25 ноября 2006 года в Москве) и Соглашение о формировании общего электроэнергетического рынка государств СНГ (подписано 25 мая 2007 года в Ялте).

Внешние факторы обязывают иметь в республике сформированный оптовый рынок электрической энергии (мощности).

Конечной целью реформирования Белорусской энергосистемы должно стать:

  • создание республиканского оптового рынка электрической энергии(мощности);
  • разделение энергопроизводства по видам деятельности на производство, передачу, распределение и продажу электрической и тепловой энергии;
  • обеспечение прозрачности затрат на всех стадиях производства, передачи, распределения и продажи электрической и тепловой энергии;
  • формирование привлекательные условий для инвесторов в электроэнергетике с целью реализации программы модернизации;
  • повышение заинтересованности на местах в результатах финансово-хозяйственной деятельности;
  • формирование рыночных структур и организация республиканского оптового рынка электрической энергии (мощности);
  • обеспечение надежного и эффективного функционирования Белорусской энергетической системы в результате создания единой системообразующей сети РУП "Белорусская сетевая компания";
  • акционирование производящих и продающих электрическую и тепловую энергию организаций;
  • сохранение устойчивого функционирования Белорусской энергетической системы и ее технической управляемости.

В результате реформирования Белорусской энергосистемы должны быть созданы условия для разгосударствления и приватизации генерирующих, энергосбытовых организаций, что позволит привести структуры управления и хозяйствования в соответствие с условиями рыночной экономики, и повысит эффективность энергетического производства.

С учетом замечаний, высказанных в ходе сегодняшнего обсуждения на Президиуме Совета Министров, Министерству энергетики поручено доработать проект концепции реформирования Белорусской энергетической системы.