Бел | Рус | Eng PDA
новость

от 06.02.2009

В Беларуси должен быть налажен жесткий режим системной экономии бюджетных средств

В Беларуси должен быть налажен жесткий режим системной экономии бюджетных средств

В условиях влияния мирового финансового кризиса в Беларуси должен быть налажен жесткий режим системной экономии бюджетных средств. Об этом заявил Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский 6 февраля на заседании коллегии Министерства финансов республики.

Руководитель Правительства потребовал от Министерства финансов и местных финорганов принять радикальные меры по сокращению непервоочередных расходов.

"С сегодняшнего дня я запрещаю проведение таких платежей в стране. Все расходы должны быть направлены только на социальные программы, здравоохранение, образование, детям, всем тем, кто нуждается в поддержке", - заявил Сергей Сидорский.

Руководитель Правительства потребовал прекратить неоправданные закупки дорогостоящего компьютерного оборудования, легковых автомобилей за средства местных бюджетов.

"Много неоправданных затрат: на евроремонты, на новую мебель, по два компьютера стоят у чиновников на столах. У нас еще достаточно предприятий, которые живут небогато по сравнению с некоторыми чиновниками", - сказал Сергей Сидорский. Он также считает, что сейчас, когда следует экономить каждый бюджетный рубль, необходимо максимально отказаться от проведения всевозможных юбилейных и праздничных мероприятия за бюджетные деньги.

В условиях влияния мирового финансового кризиса в республике должен быть налажен жесткий режим экономии бюджетных средств, причем эта экономия должна быть системной. И решения здесь должны приниматься быстро, подчеркнул Премьер-министр. Речь идет о максимально эффективном расходовании средств в 2009 году. "Надо прекратить закупки легковых машин для чиновников за деньги местных бюджетов. Мы не можем каждому чиновнику покупать по портфелю за бюджетные деньги, тем более что у некоторых по десятку таких портфелей имеется", - сказал Премьер-министр.

По его словам, Минфин также должен усилить контроль за расходованием резервных фондов местных госорганов. "Сегодня подпишу документ, по которому средства резервных фондов будут использоваться только на цели развития реальной экономики - на весенне-полевую кампанию, строительство жилья, дорог, создание рабочих мест", - сказал Сергей Сидорский.

Он напомнил, что "Правительство еще с октября продекларировало: прекратите непервоочередные закупки". "Такие значительные затраты по бюджету не оправданы", - подчеркнул Премьер-министр.

"На сегодняшний день ваша первостепенная задача использовать бюджетные средства на социальные программы, здравоохранение, образование, на детей, на семьи, которые нуждаются в поддержке государства. Никаких мероприятий за бюджетные деньги быть не должно", - еще раз подчеркнул Сергей Сидорский.

Выступая с докладом на заседании коллегии, Министр финансов Беларуси Андрей Харковец сообщил, что по итогам 2008 года профицит консолидированного бюджета Беларуси (с учетом целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения) составил около Br1,8 трлн.

Доходы консолидированного бюджета сложились в сумме около Br66 трлн., расходы - около Br64 трлн.

Доходы республиканского бюджета в 2008 году составили Br49 трлн., или 105,6% годового плана, расходы - Br48 трлн., или 96,4%. Поступления налогов на доходы и прибыль в 2008 году сложились в сумме Br3,5 трлн., НДС - Br8 трлн., акцизов - Br3,7 трлн., налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности - Br10,6 трлн.

Социальная сфера из республиканского бюджета была профинансирована в объеме Br17,7 трлн. Расходы на финансирование отраслей национальной экономики составили Br14,4 трлн. На реализацию программы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС в 2008 году было направлено Br676,7 млрд. Расходы на Государственную инвестиционную программу сложились в объеме около Br1,9 трлн.

Министр отметил, что белорусские предприятия в 2008 году получили господдержку из бюджета в объеме Br2,2 трлн. Более половины этой суммы - бюджетные ссуды, займы, финансовая помощь.

По словам Андрея Харковца, в стране необходимо менять условия оказания финансовой помощи предприятиям и уходить от прямых форм господдержки. Ее предпочтительной формой должно стать возмещение процентов за пользование банковскими кредитами. Это позволит значительно расширить круг получателей такой помощи и повысить эффективность господдержки. Министр отметил, что сегодня имеют место случаи, когда предприятия, получив бюджетные ссуды или займы, не выполняют заявленные бизнес-планы и просто проедают бюджетные средства.

В дальнейшем при оказании господдержки Андрей Харковец считает необходимым более детально анализировать финансовое состояние предприятий, определять минимально необходимую их потребность в такой поддержке и оказывать ее в основном в виде налоговых кредитов, отсрочек, рассрочек платежей.

Министр финансов сообщил, что внешний госдолг Беларуси на начало 2009 года составил $3,7 млрд., или 6,5% к ВВП. Его значение находится в пределах экономически безопасного уровня.

По словам Министра, в целях повышения качества управления внешними обязательствами в Беларуси необходимо разработать стратегию государственных заимствований на 2009-2012 годы и определить допустимые ежегодные объемы этих заимствований.

В условиях ограниченности внутренних ресурсов в Беларуси необходимо придать существенное значение изысканию внешних источников, считает Андрей Харковец.

По итогам 2008 года Минфин Беларуси привлек все запланированные внешние займы в объеме $1,5 млрд.

Андрей Харковец сообщил, что Минфин Беларуси намерен подготовить трехлетний финансовый план на 2010-2012 годы.

"При формировании бюджета на 2009 год мы неоднократно заявляли о переходе на среднесрочное планирование. Разработали на три года основные направления бюджетно-налоговой политики, которые были одобрены правительством. Однако окончательный финансовый документ на трехлетний период не был подготовлен", - отметил Андрей Харковец.

По его словам, роль перспективного финансового планирования в условиях недостаточности финансовых ресурсов возрастает многократно. "Нам необходимо предметно заняться среднесрочным планированием и решить связанные с этим проблемные вопросы, подготовить трехлетний финансовый план на 2010-2012 годы", - подчеркнул министр.

"Все, что для этого необходимо, должно быть сделано до начала работы над проектом нового бюджета", - потребовал Андрей Харковец.

Министр также считает, что в Беларуси необходимо активнее переходить на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

Международные инвесторы неоднократно указывали на то, что национальные стандарты бухгалтерского учета Беларуси не соответствуют международным требованиям. "Внедрение МСФО является одним из элементов международной привлекательности как предприятия, так и экономики страны в целом. Их слабое внедрение не должно быть препятствием для привлечения в страну инвестиций. Ведь для инвесторов это свидетельствует об отсутствии прозрачности финансовой отчетности. А нет прозрачности - нет доверия, нет доверия - нет инвестиций, нет инвестиций - нет роста", - пояснил Андрей Харковец.

Министр также привел высказывания экспертов Всемирного банка, которые заявляют о том, что программа по приведению национальных стандартов отчетности в соответствие с международными требованиями реализуется, но еще многое следует сделать. "Эту работу из вялотекущей необходимо перевести в интенсивную. Уже сегодня необходимо приступить к разработке проекта указа о единых требованиях формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО и новой редакции закона о бухгалтерской отчетности. Весь пакет документов должен быть готов до 1 июля 2009 года", - сказал он.

Андрей Харковец сообщил, что Минфин разрабатывает концепцию развития финансового рынка Беларуси на 2009-2015 годы.

"Нами начата работа над проектом концепции развития финансового рынка Беларуси на 2009-2015 годы", - сказал Министр. По его словам, этот документ будет служить ориентиром при разработке планов развития отдельных сегментов финансового рынка страны.

В целом, по словам Министра, в 2008 году развитие финансового рынка Беларуси осуществлялось довольно динамично: появились новые финансовые инструменты (биржевые облигации), увеличилось количество профучастников, вырос объем эмиссии акций и облигаций. На начало года объем находящихся в обращении в Беларуси акций составил Br31,2 трлн., что в 1,9 раза больше аналогичного показателя за 2007 год. Произошли и качественные изменения на рынке акций. Если в 2007 году основным источником пополнения уставных фондов предприятий были их собственные средства, то в 2008-м вложения в уставные фонды на 71% были профинансированы за счет выпуска акций. При этом акции были выкуплены частными инвесторами.

Активизировался и рынок облигаций. За 2008 год в республике был зарегистрирован 121 выпуск корпоративных облигаций на сумму Br2,2 трлн., в том числе 41 выпуск небанковских облигаций на сумму Br342 млрд.

Андрей Харковец также подчеркнул, что Минфин ожидает улучшения результатов работы страховых организаций, хотя в целом страховой отдел в Беларуси можно назвать прибыльным.
По словам Министра, низкой остается доля страховых взносов в ВВП - 0,73%. Этот показатель к концу 2010 года должен быть увеличен до 1,5%. Также, считает он, страховые организации недостаточно оказывают услуг в сфере экспортно-импортных операций. Кроме того, страховщикам необходимо более активно сотрудничать с банками с точки зрения использования их филиальных сетей для продажи своих продуктов. Это мировая практика, подчеркнул Андрей Харковец.

Поэтому в целях совершенствования работы страховой отрасли в стране плановые задания госстраховщикам в 2009 году будут напряженнее, чем в прошлые годы.

В целом по итогам 2008 года страховые компании Беларуси собрали рекордную сумму страховых взносов - Br938 млрд., что на 40,7% больше, чем в 2007 году. Сборы по добровольным видам страхования увеличились на 65,1%. Из 23 параметров развития страхового рынка, заложенных в республиканской программе развития страховой деятельности в Беларуси, выполнено 16.

Подводя итоги заседания коллегии Минфина, Премьер-министр Беларуси обратил внимание на то, что в 2008 году бюджет не получил запланированных доходов от развития малого и среднего бизнеса.

Сергей Сидорский напомнил, что Министерство финансов должно было в пределах своей компетенции принять все необходимые меры по содействию развития предпринимательства в малых и средних городах и, соответственно, получению дополнительных доходов бюджета. Но от этой сферы за весь 2008 год заработано только $21 млн., сказал Сергей Сидорский. Это невысокий показатель. Только Брестская область приблизилась к его выполнению. "Вы не создали нормативной базы на местах, чтобы простимулировать малый и средний бизнес, и не справились с заданием - получить от всех доходов 2% в результате реализации мер по развитию малого и среднего бизнеса", - констатировал Премьер-министр.

Сергей Сидорский отметил, что сейчас более 200 тыс. предпринимателей желают работать в этом бизнесе. Они накопили первоначальный капитал и готовы к расширенному производству. "В каждом районе власть должна быть заинтересована в этом, чтобы малый бизнес пришел туда и развивался. Это государственная задача, ее поставил Президент, и ее необходимо выполнять", - резюмировал руководитель Правительства.

Реагируя на прозвучавшие в ходе коллегии выступления, Сергей Сидорский также отметил, что считает возможным отменить для предприятий отчисления на амортизацию основных фондов.
"Может быть, было бы сегодня целесообразным отменить амортизационные отчисления, пусть эти деньги пойдут на оборотные средства, у предприятий их сегодня не хватает", - сказал Премьер-министр. По его словам, он готов донести эту инициативу до Президента Беларуси.

В этой связи он потребовал от заместителя Министра финансов Ивана Шунько внести соответствующие предложения. "Это и есть либерализация - разгрузить предприятия от излишней бумажной работы, кому сейчас нужны эти инструкции ", - сказал Сергей Сидорский.

Замминистра финансов Иван Шунько, выступая на коллегии, отметил, что действующая в Беларуси "армия бухгалтеров" сейчас насчитывает около 300 тыс. человек. При этом, по его мнению, основная нагрузка на бухгалтеров возложена не в связи с бухучетом, а из-за необходимости предоставления многочисленной статотчетности. "Нас справедливо критикуют за армию бухгалтеров, сейчас работает около 300 тысяч бухгалтеров. Но бухгалтера составляют только 6 форм бухгалтерской и финансовой отчетности. Зато у нас действуют 302 формы государственной статотчетности и этой работой занимаются бухгалтера, здесь все сложности", - отметил замминистра.

В качестве примера И.Шунько привел статотчетность, которую предоставляет поликлиника МТЗ. "Поликлиника МТЗ предоставляет статотчетность на 19 страницах: сколько вырвано зубов у работников завода, сколько женщин пользуются контрацептивами и т.д. Это все делают бухгалтера, надо же кому-то этим заниматься", - сказал замминистра финансов. Он подчеркнул, что "сейчас наша главная задача внести предложения Белстату".

Премьер-министр поддержал озвученную заместителем Министра финансов Иваном Шунько идею сокращения форм статотчетности.

"Давайте разберемся в течение февраля со статотчетностью, от чего можно отказаться в сегодняшних условиях, давайте какие-то параметры сделаем индикативными", - отметил Премьер-министр.

Сергей Сидорский также отметил, что на местах сейчас сложилась превратное мнение о том, что в связи с отменой Президентом страны внеплановых проверок, проводимых контрольными органами, не нужно вообще ничего проверять. В итоге довели ситуацию до абсурда, сказал руководитель Правительства.

Сергей Сидорский напомнил, что Президент потребовал временно отменить внеплановые необоснованные контрольные проверки. Все же остальные функции, которые положено делать ответственным работникам по инструкции, они должны выполнять.

"Например, пожарный инспектор, который проверяет выполнение противопожарных мероприятий на предприятиях, должен продолжать осуществлять свои функции, никто не снимал с него такой обязанности", - подчеркнул Премьер-министр.

Сергей Сидорский также сообщил, что в Беларуси приняты необходимые меры по минимизации расходов, связанных с потреблением энергоресурсов. В конце прошлого года было принято решение о замещении газа мазутом. На этот энергоноситель переведены перерабатывающие станции. Стоимость мазута - $45 за тонну, что дешевле газа. Таким образом, в январе это дало экономию $160-210 млн. "Только на экономических расчетах, таких подходах мы сэкономили валютные средства", - подчеркнул Премьер-министр. Он призвал финансовых работников к тщательной работе на местах по экономии и минимизации расходов "по всем статьям, которые не являются первоочередными". Это позволит поддержать в стране социальные программы, развитие здравоохранения, спорт и другие направления.

Сергей Сидорский также отметил, что "мы не должны потерять набранные темпы роста производства сельхозпродукции, переработки, чтобы обеспечить продовольственную безопасность страны, успешно провести посевную кампанию". Он добавил, что в республике достаточно топлива и техники для посевной.

Сейчас финансовым органам необходимо просмотреть, как будет идти работа в этом году с госзакупками, с выполнением государственного заказа.

При этом Премьер-министр подчеркнул, что государство будет поддерживать только эффективно работающие предприятия. По его словам, все наши предприятия имеют полное право доступа на российский рынок. "Ссылки на то, что где-то, кого-то не пускают - не принимаются", - сказал Сергей Сидорский. Он также рассказал о перспективах активизации работы с лизинговыми компаниями России, что в свою очередь усилит доступ наших производителей на рынок. Достигнута договоренность с Министром финансов России Алексеем Кудриным о дальнейшем сотрудничестве с компанией "АлРосса". Беларусь, в частности гомельский завод "Кристалл", будет закупать сырье для переработки. "Они готовы предоставить столько ресурсов, сколько необходимо", - сказал Сергей Сидорский.

Резюмируя сказанное, руководитель правительства подчеркнул, что в Беларуси сняты многие административные барьеры, которые мешали либерализации экономики. И это уже дает свои результаты. Так, темп роста ВВП Беларуси в январе 2009 года, по предварительным оценкам, составил 104% к уровню аналогичного периода 2008 года. Темп роста в промышленности за этот период составил 101-102%, в сельском хозяйстве - более 108%. Инвестиции в основной капитал составили 120%. По оценке Премьер-министра, "это нормальный показатель, свидетельствующий о развитии экономики". Особенно на фоне соседних стран, где наблюдается существенное замедление экономического роста, добавил Сергей Сидорский.