Бел | Рус | Eng PDA
новость

от 03.02.2009

В Беларуси расширены права руководителей в сфере оплаты труда

В Беларуси расширены права руководителей в сфере оплаты труда

В Беларуси расширены права руководителей в сфере оплаты труда. Соответствующее решение содержится в постановлении Совета Министров № 103 от 28 января 2009 года, которое вступило в силу со дня его принятия.

Данным постановлением, в частности, расширены права руководителей министерств, концернов, облисполкомов и Мингорисполкома в установлении повышенного коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя и по организации в целом для руководителей эффективно работающих организаций. При этом в нормативном правовом акте сконцентрированы фактически все нормы, регламентирующие установление коэффициентов руководителям.

Так, изменен порядок установления коэффициентов свыше 4,0 и до 5,0 включительно для руководителей стабильно работающих организаций, имеющих высокую эффективность и приоритетное значение в развитии отрасли, а также организаций, занимающихся социально-трудовой реабилитацией инвалидов. Напомним, ранее наниматель вправе был установить руководителям таких организаций повышенные коэффициенты только по согласованию с Премьер-министром либо его заместителями. Однако действие данного условия было временно приостановлено до 1 января 2009 года постановлением Правительства от 29 февраля 2008 г. № 316.

Таким образом, повышенный коэффициент руководителю в зависимости от значимости и масштабов производства, численности работников организации в прошлом году устанавливал наниматель без этого согласования. Теперь, когда данная норма закреплена в постановлении № 103, это является сугубо прерогативой руководителей министерств, концернов, облисполкомов и Мингорисполкома, что свидетельствует о реальном расширении их прав - данным нормативным правовым актом исключено условие обязательного согласования повышенных коэффициентов, что позволит руководителям органов госуправления самостоятельно принимать решения об установлении руководителям выше названных подчиненных организаций коэффициенты свыше 4,0 и до 5,0 включительно не только в 2008 году, но и в дальнейшем.

Одновременно с расширением прав усиливается и персональная ответственность руководителей министерств, концернов, облисполкомов и Мингорисполкома за обоснованность установления повышенных коэффициентов руководителям организаций.

Внесены также изменения в постановление Совета Министров от 27 декабря 2004 года № 1651. Им, в частности, было определено, что в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении коммерческими организациями, независимо от форм собственности (кроме организаций с иностранными инвестициями), включаются выплаты по тарифным ставкам, должностным окладам и сдельным расценкам (с учетом выполнения норм труда не более, чем на 200%), исчисленным исходя из тарифной ставки первого разряда, не превышающей ее базового предельного норматива в размере бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения с учетом дифференцированного коэффициента от 1,0 до 1,5. В этом сегменте устранены ограничения прав нанимателя - в затраты организаций будут включаться выплаты по тарифным ставкам, должностным окладам и сдельным расценкам, исчисленным исходя из тарифной ставки первого разряда, установленной в организации. В то же время, для сохранения приоритетной роли нормирования труда рабочих в коммерческих организациях остается ограничение при включении в затраты выплат по сдельным расценкам с учетом выполнения норм труда не более чем на 200%. Это нацелит коммерческие организации на активизацию работы по совершенствованию нормирования труда, в том числе замене и пересмотру устаревших норм. Цель этой нормы - способствовать росту производительности труда.

Кроме того, такой вид экономической деятельности, как "Деятельность в области архитектуры, инженерные услуги" отнесен к тем видам, в отношении которых применяется к базовому предельному нормативу тарифной ставки первого разряда (бюджет прожиточного минимума для трудоспособного населения) дифференцированный коэффициент в размере 1,3 вместо 1,1.

Эта мера принята в целях дальнейшего совершенствования условий оплаты труда работников архитектурно-планировочных и проектных организаций.