Бел | Рус | Eng PDA
новость

от 05.11.2008

Совмин утвердил госпрограмму содействия занятости населения Беларуси на 2009-2010 годы


Совмин утвердил госпрограмму содействия занятости населения Беларуси на 2009-2010 годы

Совет Министров утвердил Государственную программу содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы, а также план мероприятий на 2009 год по выполнению этой госпрограммы. Соответствующее решение содержится в Постановлении Правительства №1640 от 30 октября текущего года.

Основные приоритеты программы - это вовлечение в экономическую деятельность незанятого населения, создание рабочих мест, повышение качества трудовых ресурсов, снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, решение проблем занятости для определенных групп населения, улучшение ситуации в сфере занятости в ряде регионов, малых городов, сельской местности. По сути своей программа содействия занятости - венец многих уже принятых и реализуемых государственных программ в плане наполнения кадрами уже действующих предприятий и вновь создаваемых, а также в сфере улучшения социально-экономической обстановки в каждом конкретном регионе, населенном пункте.

Реализация заложенных в программе мер позволит обеспечить уровень безработицы в Беларуси к концу 2009 года в пределах 1,1-1,2% к численности экономически активного населения, к концу 2010 года - 1-1,1%. А численность занятых в экономике возрастет к концу 2009 года до 4650 тыс. человек, к концу 2010-го - до 4775 тыс.

Ситуация на рынке труда республики в текущем году характеризуется устойчивостью основных тенденций. Спрос на рабочую силу неуклонно возрастает, существенно улучшаются показатели использования рабочего времени, ощутимо снижаются масштабы вынужденной неполной занятости. Показатель регистрируемой безработицы остается стабильно невысоким (в пределах 1-1,1% к численности экономически активного населения).

Структура спроса на рабочую силу за нынешний год кардинально не изменилась. Рынок труда, как и раньше, ориентирован на рабочие профессии. По-прежнему востребованы обладатели строительных специальностей (каменщики, кровельщики, облицовщики-плиточники, плотники, штукатуры и др.), а также токари, фрезеровщики, слесари, водители автомобиля. Среди специалистов с высшим образованием наиболее дефицитные - врачи, инженеры различных профилей. А в сельской местности ощущается нехватка механизаторов, трактористов, операторов машинного доения, животноводов, ветврачей, зоотехников. При этом в избытке (предложение рабочей силы значительно превышает спрос) остаются бухгалтеры, экономисты, юристы, преподаватели, техники-технологи, закройщики, операторы персональных электронно-вычислительных машин, продавцы непродовольственных товаров, парикмахеры и т.д.

На рынке труда регионов, малых и средних городских поселений также снижается напряженность. Реально сокращается безработица на селе - количество сельских безработных практически сравнялось с числом имеющихся в сельской местности вакансий.

Вместе с тем на рынке труда республики по-прежнему сохраняется структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Многие наниматели предоставляют вакансии с оплатой труда на уровне минимальной заработной платы, что делает их непривлекательными для соискателей и препятствует заполнению (особенно это характерно для сельской местности). Не теряют своей остроты проблемы женской и молодежной безработицы. Сложно решаются вопросы трудоустройства инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, а также людей, имеющих длительный перерыв в работе.

Среди тех, кто обращается в органы по труду, занятости и соцзащите, больше становится граждан, которые не могут самостоятельно трудоустроиться. Более 20% безработных относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке рабочей силы (им государство предоставляет дополнительные гарантии в сфере занятости).

Следует отметить, что в 2008-2010 годах трудовой потенциал страны формируется в условиях демографически обусловленного сокращения трудоспособного населения, ведь в трудоспособный возраст вступает малочисленное поколение родившихся в 90-х годах прошлого века. А основными источниками пополнения рынка труда будут уволенные по причинам текучести кадров, выпускники базовой и средней школы, а также граждане, имеющие длительный (более года) перерыв в работе.

Постановлением правительства №1640 утвержден план мероприятий на 2009 год, который предусматривает три главных направления: содействие в трудоустройстве незанятого населения; обеспечение занятости жителей сельской местности; обеспечение занятости населения в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы. Что касается плана мероприятий на 2010 год, то Министерству труда и социальной защиты поручено представить его в Совет Министров до 1 декабря 2009 года.

В 2009 году в Беларуси планируется создать 161,5 тыс. рабочих мест. Причем 2,9 тыс. из них будут организованы нанимателями с использованием бюджетных ссуд. Персональную ответственность за кадровое обеспечение организаций (производств), где создаются рабочие места, несут руководители республиканских органов госуправления и государственных организаций, подчиненных правительству, председатели облисполкомов и Мингорисполкома.

Планом мероприятий установлено задание по содействию в трудоустройстве - постоянную работу получат 192,7 тыс. незанятых граждан, в том числе 125,6 тыс. безработных.

Для организации предпринимательской деятельности и развития самозанятости (в первую очередь в сфере услуг) будет оказана финансовая поддержка в виде субсидий и (или) денежных средств 2,4 тыс. безработных на основе предварительного изучения их деловых качеств, консультирования и обучения.

В оплачиваемых общественных работах, в том числе на объектах социальной сферы, примут участие 83,4 тыс. человек, из них 48,3 тыс. безработных.

В целях снижения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышения качества трудовых ресурсов особое внимание уделяется организации профподготовки и переподготовки безработных, прежде всего по востребованным на рынке труда профессиям. Подготовка высококвалифицированных рабочих кадров будет осуществляться с учетом потребностей нанимателей и развития производства. "Путевки" на профобучение получат 24,7 тыс. безработных, из них не менее 45% будут осваивать новую специальность под конкретные заявки нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. При этом первоочередное направление на профобучение будет обеспечено для безработных в возрасте до 21 года (не менее 80% от числа зарегистрированных).

Приоритетное внимание уделено организации трудовой занятости целевых групп населения, при этом для каждой из них предусмотрены меры, которые уже оправдали себя на практике. Так, предусматривается установление нанимателям брони приема на работу 25,6 тыс. граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, в том числе 6,8 тыс. - молодежи в возрасте до 21 года, 2,2 тыс. - граждан, освобожденных из мест лишения свободы. Рабочие места, созданные нанимателями с использованием бюджетных ссуд, в первую очередь будут предлагаться инвалидам, женщинам, а также длительно неработающим безработным. Усилится взаимодействие органов по труду, занятости и соцзащите с учреждениями уголовно-исполнительной системы МВД по содействию в трудоустройстве граждан, подлежащих освобождению.

Дальнейшее развитие получит система профессиональной ориентации, прежде всего среди школьников. Ее стратегическое направление - повышение престижа рабочих профессий. Для получения навыков практического опыта работы 1,5 тыс. выпускников вузов, ссузов, ПТУ, а также "курсантов" после профобучения по направлению госслужбы занятости будут трудоустроены на временные рабочие места в рамках "Молодежной практики" с частичной компенсацией нанимателям затрат по оплате их труда. Предусматривается обеспечить временную занятость 28,9 тыс. учащихся и студентов в свободное от учебы время.

Для трудоустройства инвалидов запланировано установление нанимателям брони приема на работу 1,8 тыс. человек, а также организация трудовой реабилитации 431 инвалида с частичной компенсацией нанимателям затрат по оплате их труда. По заявкам общественных объединений инвалидов будут компенсированы затраты на создание 169 рабочих мест для инвалидов в общей сумме Br4 млрд. (это в 1,4 раза больше, чем в 2008 году).

Продолжится работа по трудоустройству родителей, обязанных возмещать расходы государства на содержание детей, находящихся на гособеспечении, и направленных по судебному постановлению в органы по труду, занятости и соцзащите. Для этого нанимателям установлена броня для приема на работу 8,1 тыс. нерадивых родителей.

Наиболее сложная ситуация на рынке труда в 2009-2010 годах прогнозируется в 21 из 187 малых городов, поэтому именно они и включены по предложениям облисполкомов в госпрограмму. Из них 17 уже фигурировали в аналогичном программном документе, а 4 - "новички" (Калинковичи, Сморгонь, Мосты, Любань). Поэтапный подход к решению проблем занятости в конкретных малых городах оправдал себя - ежегодное включение в программу самых сложных с точки зрения занятости регионов с установлением целевых показателей позволило снизить безработицу в них за последние 3 года в два и более раза.

По оценке специалистов, наиболее сложная ситуация - в 8 малых городах и поселках (Ганцевичи, Микашевичи, Иваново, Поставы, Василевичи, Краснополье, Октябрьский и Уречье), где потенциал безработицы накапливался длительное время и поэтому одномоментно решить проблемы занятости невозможно. Но позитивные результаты и здесь налицо. Так, уровень безработицы в Ганцевичах снизился с 7,7% в 2005 году до 3% в первом полугодии 2008 года, в Микашевичах - с 3,7% до 2,3%, в Василевичах - с 3,7% до 2,6%, в Октябрьском - с 3,4% до 2,2% в Уречье - с 4,4% до 2,4%, в Краснополье - с 3,9% до 1,9%.

Постановлением правительства в список малых городов с повышенной температурой на рынке труда на 2009 год включены города Ганцевичи, Дрогичин, Иваново, Микашевичи Лунинецкого района, рабочий поселок Речица Столинского района (Брестская область); города Поставы, Лепель (Витебская область); города Василевичи Речицкого района, Калинковичи, городской поселок Октябрьский, поселок Ильич Рогачевского района (Гомельская область); города Сморгонь, Мосты, городской поселок Островец (Гродненская область); города Вилейка, Червень, Любань, городской поселок Уречье Любанского района (Минская область); городской поселок Краснополье, города Костюковичи, Кировск (Могилевская область).

Как и прежде, по каждому малому городу - с учетом специфики территорий - предусмотрены меры активной политики занятости, направленной на повышение эффективности использования и развития трудового потенциала. Облисполкомами, гор- и райисполкомами будут разработаны и приняты свои мероприятия по обеспечению занятости населения. При этом на уровне регионов мероприятия будут детализированы, взаимоувязаны с программой развития малых городов. Здесь будут открыты современные производства, ориентированные на местные ресурсы, традиции населения и потребности регионов. Особое внимание будет уделяться реализации важнейших инвестиционных проектов, развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства.

Реализация заложенных в программе мер позволит снизить безработицу в малых городах к концу 2010 года до 1%.

Отдельный раздел посвящен мерам по улучшению ситуации на рынке труда в сельской местности. Их реализация будет способствовать сокращению оттока трудоспособного населения из сельской местности, повышению эффективности использования трудовых ресурсов, качества и уровня квалификации кадров, содействию в трудоустройстве граждан, в том числе высвобождаемых в результате интенсификации сельскохозяйственного производства. Продолжится обеспечение трудонедостаточных сельских регионов кадрами, а также их закрепление на местах. Будут предприняты меры по активизации территориальной мобильности населения, по вовлечению сельчан в занятие предпринимательской деятельностью.

В соответствии с программой в 2,3 раза увеличено задание по организации новых рабочих мест на селе. В 2009 году предусматривается организовать в сельской местности 12 тыс. рабочих мест, в том числе 256 - с использованием бюджетных ссуд. Будет оказано содействие в трудоустройстве 21,9 тыс. безработных. Направление на обучение и повышение квалификации получат 3,7 тыс. сельских безработных. Финансовая поддержка будет оказана 298 безработным для организации своего дела. Временная занятость в виде оплачиваемых общественных работ будет обеспечена для 41,2 тыс. человек. Планируется переселить 315 семей безработных, на эти цели предусмотрено Br712,2 млн. Кстати, предусматривается внесение изменений в действующее законодательство - будет усилено материальное стимулирование безработных к переезду в трудонедостаточные регионы, и в первую очередь, из города в сельскую местность.

Государственными заказчиками программы определены Министерство труда и социальной защиты, облисполкомы и Минский горисполком. Финансирование мероприятий программы осуществляется из Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, собственных средств нанимателей, средств местных бюджетов. В целом на реализацию плана мероприятий в 2009 году будет направлено почти Br174 млрд. Но основной источник - средства Фонда (в соответствии с законом о бюджете на 2009 год на обеспечение занятости населения выделяется Br131,4 млрд., что на Br13,8 млрд. больше по сравнению с 2008 годом). Объемы финансирования на 2010 год будут определены при подготовке плана мероприятий, а также проекта республиканского бюджета на 2010 год.