Анатолий Сивак доложил о развитии ЖКХ, строительного и транспортного комплексов на совместном заседании палат парламента

Сегодня докладом на тему "Об актуальных вопросах развития строительного и транспортного комплексов, жилищно-коммунального хозяйства" на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики выступил Заместитель Премьер-министра Анатолий Сивак.

Анатолий Сивак сообщил, что объемы подрядных работ белорусских организаций за рубежом в январе-августе выросли в 2 раза.

"Правительством активно решаются вопросы поиска дополнительных инвестиций, диверсификации экспортных поставок строительных материалов, а также наращивания объемов строительства за пределами страны, в первую очередь на территории России. Объемы выполнения подрядных работ за пределами страны за 8 месяцев увеличены в 2 раза, в том числе на объектах жилищного строительства - в 1,7 раза. За 7 месяцев темпы экспорта строительных, инженерных и архитектурных услуг составили 109,9%. Этому способствовала проводимая во взаимодействии с Правительством РФ работа по активному выходу белорусских подрядных организаций на рынки российских регионов", - сказал Анатолий Сивак.

За семь месяцев отраслевой экспорт товаров вырос на 14,6% и составил $585 млн. Сняты ограничения по поставкам в РФ гранитного щебня, подписаны прогнозные балансы спроса и предложений Союзного государства по цементу.

"Подрядными организациями страны за 8 месяцев обеспечена рентабельная работа. Чистая прибыль выросла на 22,3%, рентабельность продаж составила 7,4%", - резюмировал вице-премьер.

Также Анатолий Сивак заявил, что в Беларуси планируют значительно увеличить объемы строительства арендного жилья.

"При формировании программы жилищного строительства на 2023 год наряду с решением вопросов строительства жилья с господдержкой будут определены меры по значительному увеличению объемов строительства арендного жилья для обеспечения нуждающихся по месту работы, в том числе военнослужащих и других категорий граждан", - сказал Анатолий Сивак.

В октябре текущего года на рассмотрение главе государства внесены предложения о дополнительной передаче из республиканского бюджета областям межбюджетных трансфертов на общую сумму Br190 млн, в том числе на строительство арендного жилья - Br86 млн.

По плану реализуется программа жилищного строительства. "По итогам работы за 9 месяцев 2022 года в эксплуатацию введено 2,8 млн кв.м жилья (102,6% от плана 9 месяцев), в том числе с государственной поддержкой - 0,9 млн кв.м (115%). По итогам года в целом по стране ожидается выполнение установленных годовых заданий (4,2 млн кв.м и 1,2 млн кв.м соответственно)", - отметил вице-премьер.

В этом году уже построено 7098 квартир для 6985 многодетных семей (84% от годового плана), получили направление на улучшение жилищных условий 7617 таких семей (79%). Решены вопросы изыскания источников льготного кредитования граждан на жилищное строительство.

Кроме того, Анатолий Сивак сообщил, что в Беларуси приняты меры для сдерживания роста стоимости строительства жилья.

"Приняты необходимые меры для поддержания ценовой стабильности и сдерживания роста стоимости жилищного строительства путем расширения государственного регулирования цен на строительные материалы с установлением предельных нормативов рентабельности и наценок", - сказал Анатолий Сивак.

По его словам, в текущем году особое внимание также уделено вопросам упрощения процедур в строительстве. На уровне Президента и Правительства принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы типового проектирования, разработки предпроектной документации, получения разрешительной документации на строительство объектов, возведения и ввода в эксплуатацию индивидуальных жилых домов, проведения государственной экспертизы проектной документации и общественных обсуждений. "Эта работа в настоящее время продолжается по утвержденному в Правительстве плану", - отметил вице-премьер.

Анатолий Сивак отметил, что стоимость квадратного метра жилья не должна превышать среднемесячной зарплаты.

"Если стоимость квадратного метра равна среднемесячной заработной плате, то коэффициент 1. У нас будут показатели где-то в районе 0,8, то есть квадратный метр будет стоить на 20% меньше размера среднемесячной зарплаты", - сказал Анатолий Сивак.

Как сообщалось, на заседании вице-премьер заявил о том, что в стране принимаются необходимые меры для поддержания ценовой стабильности и сдерживания роста стоимости жилищного строительства путем расширения государственного регулирования цен на строительные материалы с установлением предельных нормативов рентабельности и наценок.

Также вице-премьер на совместном заседании палат Парламента доложил о том, что в Беларуси с начала года капитально отремонтировано более 2 млн кв.м жилья.

"Вопросы, связанные с проведением капитального ремонта жилья, остаются одними из наиболее острых и актуальных для населения. В 2021 году капитально отремонтировано 3344,4 тыс. кв.м жилья, или 2,8% от обслуживаемой площади. Это самый высокий показатель за все время. На 2022 год облисполкомам и Минскому горисполкому доведены задания по капитальному ремонту 3620 тыс. кв.м жилья", - рассказал Анатолий Сивак.

По его словам, на данный момент отремонтировано и введено в эксплуатацию после капитального ремонта 2198,9 тыс. кв.м, что составляет 111% к аналогичному периоду 2021 года.

"Следует отметить, что отдельные регионы заявляют о недостатке финансирования для выполнения в 2022 году доведенных заданий по капитальному ремонту жилищного фонда. При этом анализ проектной документации по ряду объектов капитального ремонта жилых домов выявил нерациональное использование средств, предусмотренных на капитальный ремонт. В проектную документацию включались работы по модернизации, а также иные работы, не связанные с техническим состоянием конструктивных элементов и инженерных сетей, необоснованное применение дорогостоящих материалов. В результате стоимость капитального ремонта увеличивалась по отдельным объектам на 17-35%, а местными исполнительными и распорядительными органами такие случаи не пресекались, - отметил вице-премьер. - В целях рационального использования бюджетных средств ответственным государственным органам поручено нормативно закрепить требование о недопустимости финансирования работ по модернизации за счет средств, предусмотренных на капитальный ремонт, а также пересмотреть предельные нормы затрат на капитальный ремонт жилых домов с учетом современных условий".

Кроме того, в Беларуси с начала года в жилом фонде заменено 1216 лифтов.

"В рамках совершенствования эксплуатации жилищного фонда и обеспечения безопасности граждан осуществляется планомерная работа по замене в многоквартирных жилых домах лифтов, отработавших нормативные сроки эксплуатации. Основной объем старого лифтового оборудования (почти 10,5 тыс. единиц) был заменен в 2018 - 2020 годах. В настоящее время эта работа осуществляется в рамках отработанного механизма финансирования (за счет бюджетных кредитов) и в плановом порядке. В 2021 году в целом по республике было заменено 1064 лифта, - сказал Анатолий Сивак. - На 1 октября уже заменено 1216 лифтов, годовое задание - 1490".

В рамках реализации государственной программы "Комфортное жилье и благоприятная среда" на 2021 - 2025 годы, облисполкомам и Минскому горисполкому доведены задания на этот год по ремонту (реконструкции) 1454 придомовых территорий многоквартирных жилых домов.

"При ремонте придомовых территорий выполняются работы по расширению и асфальтированию проезжей части, восстановлению покрытия пешеходных дорожек, устройству парковочных мест, установке детских игровых комплексов, ремонту и замене скамеек, ремонту, устройству контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов и другие работы. На 1 октября уже отремонтированы 1509 придомовых территорий, или 103,8% от годового задания", - отметил вице-премьер.

Также Анатолий Сивак заявил, что ремонт улично-дорожной сети населенных пунктов необходимо завершить до 1 ноября.

"В 2022 году для улучшения эксплуатационного состояния улично-дорожной сети населенных пунктов облисполкомам дополнительно к предусмотренным в бюджетах областей Br146 млн переданы из республиканского бюджета межбюджетные трансферты в общей сумме Br50 млн на финансирование расходов по ремонту улично-дорожной сети", - сказал Анатолий Сивак.

Облисполкомами по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и Минфином утверждены соответствующие перечни объектов текущего и капитального ремонта на 3966 тыс. кв.м улично-дорожной сети. Также в 2022 году предусмотрено выполнение работ по текущему ремонту 1342 тыс. кв.м улично-дорожной сети Минска.

"Правительством осуществляется системный контроль за ходом производства ремонтных работ и освоением выделенных ресурсов. Облисполкомам поручено завершить ремонт улично-дорожной сети населенных пунктов до 1 ноября. На 1 октября работы выполнены на 4486 тыс. кв.м", - отметил вице-премьер.

Также Анатолий Сивак рассказал, как решается задача обеспечения населения качественной питьевой водой.

"Главой государства поставлена задача по обеспечению в 2025 году 100% потребителей качественной питьевой водой. Облисполкомами сформированы соответствующие региональные комплексы мероприятий для реализации поставленной задачи. У нас по стране 1763 населенных пункта имеют эту проблему. В 2021 году построены 201 станция обезжелезивания воды и 50,5 км новых сетей водоснабжения, заменено 434 км водоводов со сверхнормативными сроками эксплуатации. Переподключены к существующим централизованным системам водоснабжения с водой питьевого качества 12 населенных пунктов", - рассказал Анатолий Сивак.

По его словам, на 1 октября введены в эксплуатацию 48 станций обезжелезивания воды из 150 плановых, по остальным продолжаются работы. "Заменено 317 км сетей водоснабжения со сверхнормативными сроками эксплуатации. Это 83,1% от годового задания. Тоже работы дальше ведутся. Построено 14,8 км новых сетей водоснабжения. Введены в эксплуатацию 5 водозаборных скважин из 9 запланированных на год. Переподключены к централизованным системам водоснабжения питьевого качества 7 населенных пунктов из 12, по остальным работы ведутся, - отметил вице-премьер. - Правительством обеспечено изыскание бюджетных ресурсов для своевременного завершения работ по ряду объектов водоснабжения и водоотведения, финансирование которых было прекращено международными финансовыми организациями".

Госинвестпрограммой на 2022 год для строительства станций обезжелезивания воды предусмотрено Br27 млн. Подготовлен проект указа Президента об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета, в соответствии с которым предусмотрено дополнительно направить более Br57 млн для финансирования строительства (реконструкции) объектов водоснабжения и водоотведения, подчеркнул Анатолий Сивак.

"Для обеспечения перевода в 2025 году г.Минска на водоснабжение из подземных источников принято распоряжение главы государства, предусматривающее возможность параллельного проектирования и строительства, упрощение порядка выполнения подготовительного периода строительства, оформления документов по отводу земельных участков, проведения необходимых государственных экспертиз и осуществления расчетов. В результате принимаемых мер уровень обеспеченности потребителей водоснабжением питьевого качества по итогам 9 месяцев составил 96,2%, а по итогам года ожидается выполнение целевого показателя - 96,9%", - дополнил вице-премьер.

Также в Беларуси будут наращивать использование твердых коммунальных отходов.

"В сфере обращения с твердыми коммунальными отходами главная задача - повышение уровня их переработки с вовлечением в экономический оборот вторичного сырья. В результате принимаемых мер наблюдается стойкая динамика роста объемов сбора вторичных материальных ресурсов, а уровень использования твердых коммунальных отходов в 2021 году составил 31,1%. В 2022 году планируется обеспечить дальнейший рост этого показателя", - сказал Анатолий Сивак.

Для этого Правительство ведет работу по модернизации и развитию инфраструктуры сбора и переработки твердых коммунальных отходов, повышению ее эффективности. Внедряется система раздельного сбора отходов в секторе индивидуальной жилищной застройки, в том числе в сельской местности. С 2020 года и до настоящего времени для этих целей приобретено и установлено 349 тыс. контейнеров для сбора ВМР, из которых 315 тыс. - для сельской местности.

"Принимаются меры по внедрению новых методов и технологий использования твердых коммунальных отходов, включая компостирование органической части отходов и энергетическое их использование в качестве альтернативного топлива для цементных заводов, а также в коммунальной теплоэнергетике", - отметил вице-премьер.

В целом по стране созданы 106 площадок по компостированию органической части твердых коммунальных отходов, на которых за 1 полугодие 2022 года подверглась компостированию 121 тыс. т.

Кроме того, в Минске к 2024 году построят комплекс по переработке коммунальных отходов.

"Главой государства поручено Минскому горисполкому к 2024 году обеспечить строительство в Минске комплекса по переработке коммунальных отходов мощностью около 600 тыс. т в год. Объект включен в инвестиционную программу Минска. В настоящее время ведется разработка проектной документации", - рассказал Анатолий Сивак.

В настоящее время в Беларуси функционируют 7 мусоросортировочных заводов и 83 линии сортировки твердых коммунальных отходов общей установленной мощностью 1 млн т в год. В 2021 году введен в эксплуатацию мусоросортировочный завод в Витебске мощностью 100 тыс. т в год. Завершено строительство полигона для захоронения отходов для Бреста.

Как проинформировал вице-премьер, в текущей пятилетке запланировано строительство и ввод в эксплуатацию 16 региональных объектов по сортировке и использованию твердых коммунальных отходов. Осуществляется строительство трех региональных объектов для Барановичской, Оршанской и Бобруйской зон обслуживания. По четырем объектам (в Гомеле, Пинске, Полоцке, Волковыске) разрабатывается проектно-сметная документация, по трем (в Могилеве, Лиде, Пуховичах) - проводится предынвестиционная проработка. По четырем объектам (в Березе, Борисове, Молодечно и Солигорске) определены заказчики и выбраны земельные участки для строительства.

Анатолий Сивак сообщил, что в Беларуси планируется комплексная корректировка Жилищного кодекса.

"Министерство жилищно-коммунального хозяйства дорабатывает по замечаниям НЦЗПИ проект закона, предусматривающий комплексную корректировку Жилищного кодекса. Так, предлагается усиление ответственности председателей правлений организаций собственников за несоблюдение законодательства при предоставлении ЖКУ, управлении общим имуществом совместного домовладения, а также за невыполнение законных требований местных исполнительных и распорядительных органов. Планируется совершенствование порядка аккумулирования средств от внесения платы на капитальный ремонт, а также порядка назначения уполномоченного лица по управлению общим имуществом совместных домовладений", - сказал Анатолий Сивак.

Кроме того, на рассмотрении в парламенте находится проект закона "Об изменении законов по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг". В соответствии с проектом местным исполнительным и распорядительным органам предоставляется право без проведения процедур закупок определять конкретные организации для гарантированного выполнения работ в сфере ЖКХ на соответствующих территориях.

Докладывая о развитии транспортной отрасли, Анатолий Сивак сообщил, что в Беларуси восстановлен объем пассажирооборота после падения прошлого года.

"В ситуации кардинального изменения направлений поставки белорусских экспортно-импортных грузов и, особенно, сокращения транзитных перевозок грузов и пассажиров в транспортной отрасли с марта по июнь 2022 года отмечалось падение показателей транспортной деятельности. За 9 месяцев этого года по сравнению с прошлым годом имеет место снижение грузооборота (74,8%), экспорта транспортных услуг (86,7%), - сказал Анатолий Сивак. - Положительным моментом в работе транспортной отрасли можно отметить восстановление объемов пассажирооборота. За январь - сентябрь 2022 года пассажирооборот составил 15,5 млрд пассажиро-километров, или 101,4% к прошлому периоду. Наблюдается увеличение мобильности населения в международном сообщении: по автомобильному транспорту - в 2,5 раза, железнодорожному - в 1,7 раза".
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в отрасли за январь - август 2022 года составила Br1543,9 с темпом роста к прошлому году 115%. Принимаются меры по недопущению падения уровня доходов работников.

"Несмотря на неблагоприятные условия, транспортный комплекс продолжает работать в интересах экономики и населения страны, обеспечивая потребность в качественных и конкурентоспособных транспортных услугах. Продолжают реализовываться мероприятия государственных программ "Транспортный комплекс" и "Дороги Беларуси" на 2021 - 2025 годы. Правительством выработан и актуализируется ряд системных мер, направленных на создание соответствующих условий для потребителей и поставщиков транспортных услуг, стабилизацию финансово-хозяйственной деятельности и сохранение трудовых коллективов предприятий транспортного комплекса", - отметил вице-премьер.

Также Заместитель Премьер-министра прокомментировал тему строительства белорусского порта в России.

Отвечая на вопрос о строительстве белорусского порта в России, Анатолий Сивак сказал: "Это коммерческий проект, в котором участвуют коммерческие организации. А мы создаем благоприятные условия для бизнеса". Он отметил, что важное значение для строительства и успешной работы порта имеет транспортная инфраструктура в регионе, тарифы Белорусской железной дороги и РЖД на грузоперевозки и ряд других факторов.

В сентябре было подписано межправительственное соглашение о транзите белорусских грузов через территорию Российской Федерации. "В отношении белорусских грузов условия будут стабильными и более выгодными. Это соглашение создает условия для того, чтобы бизнес активнее вкладывался в строительство порта", - отметил вице-премьер.

За 9 месяцев транзит белорусских грузов через российские порты увеличился в 2,2 раза.

"В настоящее время для обработки белорусского экспортного груза задействовано 14 портов Российской Федерации. Проработаны схемы доставки экспортных белорусских грузов с задействованием портов Северо-Западного региона России, портов Черного и Азовского морей, по сухопутным маршрутам в направлении Китая", - сказал Анатолий Сивак.

По его словам, за 9 месяцев вывоз белорусского экспортного груза железнодорожным транспортом в порты Российской Федерации увеличился в 2,2 раза к аналогичному периоду прошлого года. "Из него более 34% переориентировано с традиционных направлений", - отметил вице-премьер.

Анатолий Сивак дополнил, что в сентябре этого года подписано межправсоглашение с Россией о сотрудничестве в области развития перевозок отдельных видов грузов через транспортные коридоры, проходящие по территории Беларуси и России.

"Реализация соглашения позволит обеспечить альтернативные пути поставки белорусских грузов на экспорт по сухопутному маршруту, а также перевалку грузов в морских портах Российской Федерации. Кроме того, гарантирует объемы перевозок продукции экспортеров контейнерными поездами транзитом по территории России назначением в Китай на период до 2024 года", - подчеркнул вице-премьер.

Анатолий Сивак проинформировал, что на данный момент "прорабатывается участие белорусских инвесторов в формировании инфраструктуры для перевалки на морские суда грузов в Северо-Западном регионе Российской Федерации".

Беларусь выстроила новые логистические цепочки по доставке продукции ж/д транспортом в Китай.

"В целях обеспечения экспорта грузов белорусских экспортеров выстроены новые логистические цепочки по доставке белорусской продукции железнодорожным транспортом в Китай. Экспортные перевозки контейнеров с продукцией белорусских предприятий в Китай за январь-сентябрь составили порядка 83,5 тыс. контейнеров в ДФЭ", - сказал Анатолий Сивак.

По его словам, рост составил 4,6 раза к аналогичному периоду 2021 года.

"Всего за январь-сентябрь из Беларуси в Китай отправлено 690 контейнерных поездов", - дополнил вице-премьер.

Также Анатолий Сивак рассказал о планах по развитию безразрешительной системы автоперевозок грузов.

"Для обеспечения вывоза экспортных грузов автомобильным транспортом уже получено свыше 14 тыс. дополнительных разрешений. Ведется работа по получению в этом году еще 6,3 тыс. разрешений. Проводится работа по дальнейшему развитию безразрешительной системы автоперевозок. Соответствующие договоренности уже достигнуты с Ираном, Кыргызстаном, Арменией и Узбекистаном. В текущих условиях важное значение приобрело развитие автомобильных перевозок грузов в направлении Китая. Осуществлен обмен разрешениями с Китаем на 2022 год в количестве 1 тыс. штук. Из них 575 уже выдано белорусским перевозчикам", - проинформировал Анатолий Сивак.

Дальнейшая работа с российской стороной продолжается в части достижения соглашения о безразрешительной системе перевозок в рамках реализации Союзной программы по унификации регулирования транспортного рынка.

"Принятое решение Правительства, разрешающее перемещение по территории Беларуси грузовых автомобилей и тягачей Европейского союза только до установленных мест проведения перегрузки и перецепки, способствует восстановлению потерь транспортной работы белорусских перевозчиков и переориентации их на рынок международных перевозок ЕАЭС и Азиатского региона. В среднем в сутки совершается в стране около 1 тыс. таких операций, - отметил вице-премьер. - Отмена с 20 июля 2022 года категорийности разрешений Российской Федерации в/из третьих стран расширила возможности белорусских перевозчиков транспортировать грузы европейских стран".

Также Анатолий Сивак рассказал о развитии авиационной отрасли в Беларуси.

"В области гражданской авиации работа сконцентрирована на загрузке и стабилизации деятельности авиационных предприятий. Продолжают развитие пассажирские и грузовые перевозки в восточном направлении, в том числе Египет, Иран, Венесуэла, Вьетнам и ряд других государств. Максимально задействуется флот пассажирских воздушных судов по всем открытым направлениям, прорабатываются вопросы организации грузовых и пассажирских перевозок по территории Российской Федерации. Ведется работа по реализации проектов кооперации и импортозамещения в области гражданской авиации", - сказал Анатолий Сивак.

На территории Беларуси освоено техническое обслуживание различных судов, отметил вице-премьер. "Планируется в кратчайшие сроки освоить техническое обслуживание и покраску самолетов Sukhoi Superjet, что в условиях импортозамещения всех систем и агрегатов производителей российских самолетов является наиболее перспективным направлением", - подчеркнул он.

Кроме того, Анатолий Сивак заявил, что инвестиционное развитие транспортной отрасли не останавливается.

"Несмотря на непростые условия хозяйствования, не останавливается инвестиционное развитие отрасли. Обновляется подвижной состав: приобретены 4 пятивагонных электропоезда межрегиональных линий ЭПМ для использования на маршрутах Минск - Брест и Минск - Гомель, 152 автобуса и 19 троллейбусов для перевозки пассажиров транспортом общего пользования, - рассказал Анатолий Сивак. - В рамках Национального инфраструктурного плана Республики Беларусь на 2021 - 2025 годы предусмотрена реализация 83 инфраструктурных транспортных проектов. В 2022 году реализуется 33 проекта".

По его словам, в этом году планируется ввести в эксплуатацию мост через реку Западная Двина на подъезде к Новополоцку, обход городского поселка Мир. "В ноябре 2022 года открыть движение по автомобильной дороге "Юго-западный обход Могилева". Выполнить работы по ремонту, возведению и реконструкции 765,6 км республиканских автодорог и 2482 погонных метров дорожных сооружений. По местным автомобильным дорогам отремонтируем - 1407 км дорог и 1217 погонных метров мостовых сооружений", - добавил вице-премьер.

Также Анатолий Сивак на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики заявил, что в Правительстве готовы к диалогу с молодежью для обсуждения насущных вопросов в экономике.

Сегодня участие в совместном заседании приняли представители Молодежного парламента при Национальном собрании.

"Проявляемая вами гражданская позиция, направленная на сохранение и приумножение тех достижений, которые есть в Беларуси, дает уверенность в понимании и поддержке со стороны молодого поколения проводимой государством политики, а также надежду на ваше активное участие в ее реализации, - сказал Анатолий Сивак, обращаясь к молодежи. - Уверен, что конструктивное взаимодействие молодежи с представителями власти уже в скором будущем принесет свои результаты, позволив сформировать резерв активных участников белорусского общества с общим видением образа будущего Беларуси".

Вице-премьер подчеркнул: в Правительстве готовы к диалогу с представителями молодежи для обсуждения насущных проблем и вопросов в экономике.

"Наша жизнь, комфорт, безопасность зависят от работы сфер строительства, ЖКХ и транспорта. Отраслям нужны амбициозные, грамотные, целеустремленные молодые специалисты, руководители производств. Призыв к вам, молодые люди, - в своих планах роста обратите внимание на эти отрасли, и наша жизнь станет лучше", - дополнил Анатолий Сивак.