Анатолий Сивак: Запуск нового инвестиционного цикла носит стратегический характер

Запуск нового инвестиционного цикла носит стратегический характер, заявил сегодня Заместитель Премьер-министра Анатолий Сивак во время совместного заседания Палаты представителей и Совета Республики.

"Санкционное давление со стороны европейских и других стран хоть напрямую и не затронуло организации строительного комплекса, но повлияло на инвестиционную активность. Часть инвестиционных проектов была приостановлена из-за неопределенности с их финансированием. В этой связи правительством в мае этого года утвержден комплекс мер по запуску нового инвестиционного цикла. Данный документ имеет важное значение для долгосрочного развития экономики. Ряд мероприятий комплекса носит стратегический характер, эффект от реализации которых будет ощутим не сразу, а в несколько отдаленной перспективе", - сказал Анатолий Сивак.

По его словам, результатом реализации предлагаемого комплекса мер явится выход на траекторию ежегодного прироста инвестиций и формирование их в объеме ВВП до 23% к 2025 году. "Комплексом мер предусматривается развитие реализации мероприятий системного характера по семи направлениям, в том числе и корректировка законодательной базы. Надеюсь, парламентарии примут активное участие в работе по рассмотрению и подготовке необходимых нормативных правовых актов", - отметил вице-премьер.

Также Анатолий Сивак подчеркнул, что Правительством принимаются меры по обеспечению ритмичного финансирования жилищного строительства.

"Одним из приоритетных направлений в жилищном строительстве остается строительство индивидуального жилья, долю которого в общем объеме жилищного строительства необходимо обеспечить на уровне не менее 40%. Правительством принимаются меры по обеспечению ритмичного финансирования жилищного строительства в текущем году, включая кредитные ресурсы и бюджетные средства для объектов инфраструктуры", - сказал Анатолий Сивак.

С 2020 года дополнительными источниками финансирования для многодетных семей являются средства семейного капитала. Для дополнительного привлечения средств граждан в жилищное строительство правительство внедряет механизмы, определенные указом Президента об ипотечном жилищном кредитовании.

"Для совершенствования государственной жилищной политики правительством подготовлен и внесен на рассмотрение главы государства проект указа о мерах по оказанию государственной поддержки, предусматривающий урегулирование проблемных вопросов, выявленных в процессе практической реализации указов, которые регламентируют вопросы строительства или приобретение жилых помещений с государственной поддержкой. Проекта указа предусматривает комплексную корректировку указов №13 и №240 и направлен на дополнительную защиту интересов многодетных семей, а также интересов членов семей кредитополучателей. Законодательно будут урегулированы дополнительные основания для внесения изменений в решения исполкомов о представлении адресных субсидий в соответствии с указом №240 в случае нарушения или неправильного применения законодательства", - отметил вице-премьер.

Как подчеркнул Анатолий Сивак, в Беларуси в 2021 году предусмотрено строительство жилья для 8831 многодетной семьи.

"В прошлом году на улучшение жилищных условий направлено 17 438 многодетных семей. Для таких семей построили 12 584 жилых помещения общей площадью 907 тыс. кв.м - 69,4% от всего построенного с государственной поддержкой жилья. В текущем году предусмотрено строительство жилых помещений для 8831 многодетной семьи", - сказал Анатолий Сивак.

По его словам, 10 538 многодетных семей подлежат направлению в текущем году на улучшение жилищных условий. "Доведение заданий обеспечивает выполнение требований директивы №8 о направлении с 2021 года многодетных семей на строительство жилых помещений в течение года со дня их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. За 5 месяцев этого года введено в эксплуатацию 1 млн 497 тыс. кв.м жилья, в том числе с государственной поддержкой 405 тыс. кв.м, или соответственно 115% и 115,2% к аналогичному периоду прошлого года. На строительство жилья направлено 5848 многодетных семей - 55% от запланированного. Обеспечены жильем 3207 многодетных семей, или 36% от плана, - отметил вице-премьер. - В январе 2021 года принята государственная программа строительства жилья на 2021-2025 годы. За пятилетку планируется ввод в эксплуатацию жилья общей площадью 21,4 млн кв.м, в том числе с государственной поддержкой 6,4 млн кв.м".

Кроме того, как заявил Анатолий Сивак, темп выполнения капитального ремонта в этом году опережает показатели аналогичного периода 2020-го.

Из общего числа поступающих обращений граждан, связанных с технической эксплуатацией жилищного фонда, около 30% касаются капитального ремонта жилья. "В 2020 году капитально отремонтировано 3,2 млн кв.м жилья, или 2,7% от обслуживаемой площади. В 2021 году облисполкомам и Мингорисполкому доведены задания по капитальному ремонту 3 млн 540 тыс. кв.м жилья. Мы идем с опережением прошлого года на 151%", - сообщил Анатолий Сивак.

В 2020 году завершилась двухлетняя программа по ускоренной замене старых лифтов, у которых вышли сроки эксплуатации. Перспектива на ближайшие пять лет - заменить еще 4727 лифтов, сроки эксплуатации которых как раз близятся к завершению. В том числе в этом году 966 лифтов с использованием отработанного механизма финансирования - привлечения бюджетных кредитов. На данный момент выполнено чуть больше половины годового задания.

Сдерживающим фактором в развитии отрасли вице-премьер назвал несвоевременный и не в полном объеме расчет за оказанные услуги. Это касается как рядовых потребителей, так и местных исполнительных и распорядительных органов. Для экономической поддержки организаций и предприятий ЖКХ проведено определенное нормативное регулирование: освобождены от НДС некоторые услуги и работы, в малых и средних населенных пунктах органам власти предоставлено право без проведения процедур закупок определять конкретную организацию-исполнителя и т.д.

По словам вице-премьера Анатолия Сивака, в ближайшей пятилетке в Беларуси планируется построить 16 региональных объектов по сортировке и использованию отходов.

В Беларуси отмечается динамика роста объемов вторичных материальных ресурсов. Уровень использования твердых коммунальных отходов в прошлом году составил четверть от объема их образования. В 2025 году планируется обеспечить использование 64% всех образующихся в стране ТКО. Чтобы более эффективно выбирать из объема образующихся ТКО материалы и перерабатывать их для повторного использования, идет модернизация соответствующей инфраструктуры и производств.

"За пять лет планируется построить 16 региональных объектов по сортировке и использованию отходов. Один такой объект уже введен в эксплуатацию в апреле этого года. Это мусоросортировочный завод в Витебске мощностью 100 тыс. т в год", - сказал Анатолий Сивак.

Сейчас ведется разработка проектной документации на строительство семи межрегиональных объектов для Барановичской, Оршанской, Полоцкой, Гродненской, Волковысской, Пуховичской и Бобруйской зон обслуживания. Чтобы снизить расходы на строительство таких объектов, Минстройархитектуры и Минжилкомхозу поручено разработать типовой проект такого объекта с использованием модульных легковозводимых конструкций.

Внедряется и такой новый метод использования отходов, как компостирование органической части, чтобы превращать ее в альтернативное МДФ-топливо. В 2020 году создано 58 площадок по компостированию органической части отходов. До конца этого года планируется ввести в эксплуатацию линию по производству МДФ-топлива из ТКО на Гродненском заводе по утилизации и механической сортировке отходов. Такое топливо заместит каменный уголь при производстве цемента.

К тому же, Заместитель Премьер-министра отметил, что в Беларуси в этом году заменят более 1 тыс. км сетей тепло-, водоснабжения и канализации.

Рост числа аварий на инженерных сетях ЖКХ в минувшем году актуализирует задачу по ускорению замены изношенных сетей. По словам Анатолия Сивака, поставлена задача ежегодно заменять не менее 3% общей протяженности сетей водоснабжения и водоотведения со сверхнормативными сроками эксплуатации и не менее 4% теплосетей.

"В целом по стране в этом году планируется заменить 412 км сетей водоснабжения, 176 км канализации и 539 км теплосетей", - уточнил Анатолий Сивак.

Вместе с тем он обозначил проблему эффективного использования средств, в том числе по программе "Чистая вода". С одной стороны, сделано немало. По итогам прошлого года водой питьевого качества обеспечено 94,7% жителей, пользующихся централизованным водоснабжением. За пятилетку построено 646 станций обезжелезивания, заменено почти 1,5 тыс. км сетей водоснабжения. В особенности это повлияло на качество питьевой воды жителей сельской местности. К 2025 году стоит задача обеспечить чистой водой всех белорусов. Для этого в текущей пятилетке необходимо построить около 800 станций обезжелезивания, 300 водозаборных скважин и около 11,5 тыс. км сетей водоснабжения, переподключить более 100 населенных пунктов к существующим централизованным сетям и перевести весь Минск на водоснабжение из подземных источников.

Прежде часто применялся подход: строить станции там, где больше потребителей, без учета их реальных нужд. Зачастую в сельской местности поставляемая вода преимущественно используется для хозяйственных нужд, а не для питья, приготовления пищи. На самом деле для этих целей население чаще делает выбор в пользу собственной скважины. Тем более что не в каждый хутор можно подвести сети. Также не всегда состыковывалось строительство станций с обновлением сетей, которые на этой территории проходят. Все эти моменты впредь будут учитываться, подчеркнул Анатолий Сивак. Равно как и будут проводиться качественные расследования аварий на сетях. Минжилкомхоз подготовил соответствующий временный документ для этого, правда, он требует доработки.

Кроме того, Анатолий Сивак подчеркнул, что в транспортной отрасли наметился рост по основным показателям: экспорту услуг и выручки по ним, грузообороту и пассажироперевозкам.

Снижение грузо- и пассажиропотока, в том числе из-за пандемии, повлияло на показатели транспортной отрасли. "Тем не менее за прошедший период 2021 года в транспортном комплексе сформированы положительные тенденции по наращиванию объемов по основным показателям. За январь - апрель экспорт транспортных услуг превысил $1,3 млрд и вырос более чем на 12% к уровню аналогичного периода прошлого года. При этом 40% экспортной выручки заработано на международных перевозках автомобильным транспортом. Темп роста экспорта составил 116%", - сказал Анатолий Сивак.

За пять месяцев этого года грузооборот страны составил 49,4 млрд тонно-километра, и он продолжает наращиваться в железнодорожном и автотранспортном сообщении. Автомобильные грузовые перевозки оперативно переориентированы. "С двукратным ростом объема грузооборота за пять месяцев сработала грузовая авиация", - добавил Анатолий Сивак.

Объем транзитных перевозок грузов в контейнерах по БЖД вырос в полтора раза в текущем году - 490 тыс. контейнеров за 5 месяцев.

Полное восстановление пассажирооборота сдерживает эпидситуация. Но вместе с тем за январь - май он составил 7,5 млрд пассажиро-километра. С восстановлением железнодорожного сообщения с Россией за пять месяцев наметился рост по этому виду транспорта на 7% к прошлому году.

Организации транспорта за январь - апрель 2021 года получили более Br7,5 млрд выручки, что на 21,7% выше уровня соответствующего периода прошлого года. Рентабельность продаж к этому периоду также приросла на 8,7%.

"В целом за четыре месяца отрасль сработала с чистой прибылью в размере Br481 млн при убыточной деятельности в аналогичном периоде прошлого года" - подытожил вице-премьер.

Также Анатолий Сивак сообщил, что ежемесячные потери авиаотрасли Беларуси из-за санкций оцениваются на уровне $10,3 млн.

По словам вице-премьера, в области воздушного транспорта стоит сложная задача восстановить потери, возникшие не только из-за пандемии, но и из-за ограничений, введенных странами ЕС, Великобританией и Украиной.

"В целом по авиационной отрасли ежемесячные экономические потери, связанные с санкциями, оцениваются на уровне $10,3 млн. Только вынужденный облет территории Украины повлек за собой увеличение общего времени выполнения рейсов и значительный рост затрат, который за июль - декабрь 2021 года ориентировочно составит около $5 млн", - привел расчеты Анатолий Сивак.

Для отстаивания национальных интересов ведется работа с Международной организацией гражданской авиации по урегулированию сложившейся ситуации, подготовлены жалобы в ИКАО на неправомерность действий в отношении Беларуси. Одновременно для увеличения числа авиперевозок пассажиров наращивается частота рейсов в Россию, Казахстан, Азербайджан, Израиль, Грузию и другие страны.

Воздушный флот компании "Белавиа" пополнился тремя новыми самолетами. Введен в эксплуатацию Центр управления воздушным движением, идет строительство комплекса по покраске воздушных судов.

В довершение всего Заместитель Премьер-министра заявил, что в Минске будет строиться наружное метро как альтернатива обычному городскому трамваю.

"В Минске стоит на повестке дня развитие трамвая, но не обычного городского трамвая. А как альтернативы - наружное метро. Мы над этим работаем. Будет реализована кольцевая линия метро, которая в генплане присутствует и которая будет на поверхности", - сказал Анатолий Сивак.

Такой же принцип модернизации городского электротранспорта, по его мнению, можно реализовать в Новополоцке. Вице-премьер готов сам подключиться к этой работе, у него имеются соответствующие расчеты и документальные материалы, есть понимание, как их можно адаптировать.