Юрий Назаров рассказал о разработанных Беларусью антисанкционных мерах

Заместитель Премьер-министра Юрий Назаров рассказал о разработанных Беларусью антисанкционных мерах во время совместного заседания Палаты представителей и Совета Республики в Овальном зале Дома Правительства.

"Для противодействия санкционным мерам и минимизации их последствий в Правительстве создана межведомственная рабочая группа из представителей 17 министерств и ведомств, включая Администрацию Президента, Государственный секретариат Совета безопасности, КГК, КГБ и Национальный банк. На сегодня межведомственной рабочей группой выработан целый ряд антисанкционных мер", - сказал Юрий Назаров.

По его словам, точечные меры в промышленном, нефтехимическом, транспортном и банковском секторах для нормализации их финансово-хозяйственной деятельности приняты незамедлительно. Как результат, несмотря на санкции, экспорт продукции МАЗа и БЕЛАЗа по сравнению с прошлым годом вырос почти на $250 млн, нефтехимии - на $700 млн, по азотным и калийным удобрениям - на $100 млн.

В нефтепереработке приняты меры по сохранению возможности экспорта нефтепродуктов в необходимом объеме и обеспечению "Нафтана" кредитными ресурсами для бесперебойных поставок нефти на предприятие. "Реализация этих мер позволила решить вопрос с загрузкой обоих НПЗ. До конца этого года они будут загружены с годовым объемом переработки 16,8 млн т в год, что практически на 0,5 млн т больше, чем в прошлом году. Мы считаем, что это на сегодня оптимальная загрузка", - отметил вице-премьер. Кроме того, в полном объеме обеспечены потребности внутреннего рынка в нефтепродуктах и нефтехимическом сырье, а по нефтепродуктам создан их 30-суточный запас.

В настоящее время Правительством совместно с российской стороной ведется работа по перенаправлению белорусских грузов с прибалтийского направления на российское. "В части нефтепродуктов с российской стороной эта схема уже работает, мы ничего по части логистики не потеряли", - обратил внимание Юрий Назаров. Предприятия Минпрома, попавшие под санкции, ищут альтернативных поставщиков комплектующих изделий, а также альтернативных маршрутов поставки продукции. Так, БЕЛАЗом подписан контракт на поставку 139 моторокомплектов двигателей с альтернативным производителем. Кроме того, достигнута договоренность с Уральским дизель-моторным заводом о выпуске двигателей для карьерных самосвалов БЕЛАЗа.

Вице-премьер подчеркнул, что реальное снижение риска непоставки комплектующих в машиностроении - это оперативное создание собственных производств по программе импортозамещения. Яркий пример - работа "АМКОДОРа" по локализации производства основных узлов и агрегатов для лесозаготовительной техники.

Кроме того, для организации в стране собственного производства двигателей для техники БЕЛАЗа, МТЗ, "Гомсельмаша", Минского завода колесных тягачей Минским моторным заводом совместно с китайской компанией прорабатывается проект по созданию двигателей мощностью 450 л.с. и выше.

Юрий Назаров также проинформировал о том, что МАЗ и БЕЛАЗ подали иски в европейские инстанции. "Наши заявления приняты к рассмотрению. Мы требуем аннулировать ограничительные меры, принятые Европейским союзом в отношении данных компаний", - заявил он.

Вице-премьер также напомнил, что Национальным советом по трудовым и социальным вопросам - это трехсторонняя диалоговая площадка между Правительством, профсоюзами и нанимателями - было принято согласованное решение о проведении международной конференции "Влияние глобальных экономических вызовов на социально-трудовые права человека" с целью оценки практики применения односторонних санкций. Эта конференция прошла в сентябре в Минске с участием порядка 400 человек из 15 стран, включая представителей ООН, дипломатического корпуса, межгосударственных объединений и ведущих экспертов в области международного права.

"Позиция всех участников конференции однозначна: односторонние принудительные санкции незаконны. По итогам форума приняты два важнейших документа. Первый - заключение экспертов, в котором прописано, какие международные документы нарушены, от Устава и резолюций ООН до Всеобщей декларации прав человека. Второй - резолюция конференции, в которой подтверждается незаконность санкций и поддержан тезис о необходимости выработки конкретных мер совместного реагирования государств - членов ЕАЭС в ответ на внешнее экономическое давление. Указанные документы могут стать реальной основой для дальнейшей работы по защите интересов наших граждан от незаконных действий Евросоюза и других стран, которые вводят и поддерживают санкции", - резюмировал Юрий Назаров.

Также Юрий Назаров сообщил, что потери белорусских НПЗ из-за санкций составили уже $80 млн.

"К сожалению, мы понимаем, что санкционная ситуация - это надолго, и она в дальнейшем может быть ощутимой для экономики нашей страны. Приведу пример: потери только наших НПЗ в результате санкционных мер и наших вынужденных ответных мер (удлинение цепочки поставок, платежей и так далее) уже составили $80 млн", - сказал Юрий Назаров.

По его словам, основное негативное влияние санкций на промышленный комплекс обусловлено увеличением издержек у подсанкционных предприятий, связанных с необходимостью замены поставщиков комплектующих, сырья и материалов, с удлинением сроков прохождения платежей. "Все это в комплексе отражается на своевременном выполнении обязательств наших предприятий. Кроме того, ухудшаются условия заимствований как в части повышения стоимости, так и сокращения сроков предоставляемых ресурсов и включения дополнительных требований", - отметил вице-премьер.

Он подчеркнул, что Правительство и государственные органы нацелены на оперативное принятие мер по нивелированию негативных последствий от внешнего воздействия. "Кроме того, агрессивная политика ряда стран не оставлена без ответа. Правительством в отношении недружественных нам стран принят ряд ответных специальных ограничительных мер", - обратил внимание Юрий Назаров.

Юрий Назаров также сообщил, что рост промышленного производства по итогам 2021 года ожидается на уровне 5,3%.

"В текущем году промышленный комплекс Беларуси демонстрирует устойчивую динамику развития и остается основным драйвером роста экономики. По итогам 9 месяцев прирост производства составил почти 8% к соответствующему уровню прошлого года. Достигнутый уровень является максимальным за последнее десятилетие. Если сравнивать с нашими стратегическими партнерами по ЕАЭС, то по итогам 8 месяцев мы опередили по темпам российский промышленный комплекс на 4,1 процентного пункта, казахский - на 6,2 и Армению - на 7,6", - рассказал Юрий Назаров.

На 1 октября обеспечен минимальный с 2009 года уровень складских запасов - 51,9% к среднемесячному объему производства. "По итогам 8 месяцев достигнут максимальный за последние 4 года уровень рентабельности продаж - 9,6%. Обеспечен рост экспортных поставок товаров: в Центральную Африку почти в 4 раза, в Западную Европу почти в 3 раза, в Северную Америку в 2,5 раза. Реальная зарплата выросла на 7,2% в сравнении с январем - августом 2020 года. Число работников, находившихся в режиме вынужденной неполной занятости, минимальное с 2014 года - это 24,5 тыс. человек по итогам 7 месяцев 2021 года, - отметил вице-премьер. - По нашей оценке, темп роста объема промышленного производства по итогам 2021 года ожидается на уровне 105,3% к 2020 году. Прогноз на 2022 год - более 103%".

Кроме того, Юрий Назаров отметил, что экспорт белорусского лесного комплекса с 2006 года вырос в два раза.

"Модернизация деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных предприятий "Беллесбумпрома" оказала положительное влияние на эффективность работы лесного комплекса в целом. Объемы переработки деловой древесины в стране с 2006 года выросли более чем в 1,5 раза и достигли в 2020 году 18,5 млн куб.м. Экспорт продукции всего лесного комплекса вырос в 2 раза - до $2,4 млрд. Выросли и объемы переработки макулатуры", - сказал Юрий Назаров.

По его словам, приоритетом дальнейшего развития лесного комплекса остаются эффективное использование леса и повышение степени переработки древесины. В целлюлозно-бумажной отрасли в 2020-2021 годах завершена реализация трех масштабных проектов по выпуску сульфатной целлюлозы, мелованных видов картона и бумаги-основы для декоративных облицовочных материалов. "Перед предприятиями стоит задача идти дальше. Если б не санкции, мы бы уже приступили к реализации проекта по строительству новой бумагоделательной машины (на Светлогорском ЦКК - Прим.). По сути, при вводе этой машины в эксплуатацию мы обеспечим все потребности внутреннего рынка в бумаге для упаковки", - отметил вице-премьер.

Он также обратил особое внимание на необходимость использования всего древесного ресурса. В настоящее время отдельные виды древесины (осина, ольха) не вовлечены или недостаточно вовлечены в переработку. Недоиспользованная расчетная лесосека составляет около 3 млн куб.м древесины мягколиственных пород. В начале ноября запланированы переговоры с норвежским инвестором по созданию производства беленой химико-термомеханической массы на площадке "Могилевхимволокно". "Но есть условие инвестора - гарантированное обеспечение сырьем на период окупаемости проекта. Мы его скорее всего примем", - добавил Юрий Назаров.

Также Юрий Назаров заявил, что белорусской легкой промышленности необходимо максимально перерабатывать отечественное сырье.

"Основная задача на ближайшую перспективу - максимальная переработка отечественного сырья: льна, шкур крупного рогатого скота, а также сырьевой базы наших химических предприятий (полиамидных нитей, полиэфирных волокон и нитей, ПАН-волокон, нетканых материалов)", - сказал Юрий Назаров.

Он отметил, что в этой области имеются определенные проблемы. Так, Главой государства поставлена задача обеспечить в стране стабильную выработку 55 тыс. т льноволокна, в том числе порядка 13 тыс. т длинного. "Для того чтобы эту задачу выполнить, необходимо выращивать и ежегодно заготавливать не менее 180 тыс. т льнотресты. Мощностей льнозаводов при их работе в трехсменном режиме достаточно, чтобы это переработать. Для получения таких объемов сеять лен-долгунец необходимо на площади порядка 50 тыс. га. Но, начиная с 2018 года, посевные площади льна-долгунца в целом по стране ежегодно снижаются, и в 2021 году фактически посеяно только 41,9 тыс. га. Для обеспечения возделывания указанной площади льна в оптимальные агротехнические строки требуется также обновление и дооснащение имеющегося в льносеющих организациях парка машин", - обратил внимание вице-премьер.

Для обеспечения качественным льноволокном прорабатывается возможность реализации пилотного проекта по созданию вертикально-интегрированной структуры с участием Оршанского льнокомбината и льнозаводов Витебской области.

Юрий Назаров также затронул вопрос качества кожевенного сырья. В соответствии с поручением Главы государства с 1 июня 2021 года все шкуры крупного рогатого скота от мясоперерабатывающих организаций поставляются для переработки на кожевенные заводы концерна "Беллегпром". "Но просто переработать все кожевенное сырье - не основная задача. Главное - получить из этого сырья продукт с высокой добавленной стоимостью. Готовый кожевенный товар должен удовлетворять потребности белорусских производителей обуви, кожгалантерейной продукции по ассортименту, качеству и цене.

Для этого на основном кожевенном заводе - это Минское производственное кожевенное объединение - проводится техническое переоснащение", - проинформировал вице-премьер. Также Главой государства поручено к 2025 году на мощностях МПКО перерабатывать не менее 80% заготавливаемого в стране кожевенного сырья (сейчас перерабатывается около 60%).

Также Юрий Назаров сообщил, что проект указа о создании государственной корпорации сельскохозяйственного машиностроения будет внесен в Правительство до 1 ноября.

По его словам, предлагается объединить производственный, технологический, коммерческий, кадровый потенциалы предприятий сельскохозяйственного машиностроения - холдингов МТЗ, "Гомсельмаш", Минский моторный завод, "Бобруйскагромаш", "Лидсельмаш". Определяются механизмы финансового оздоровления участников корпорации, в том числе через Агентство по управлению активами в соответствии с указом от 15 октября 2021 года №391 "О стабилизации финансового состояния организаций".

"Поручено до 1 ноября внести проект указа о создании государственной корпорации в Правительство. Думаю, в ноябре мы его доработаем и отправим Президенту", - сказал Юрий Назаров.

В рамках корпорации планируется формирование производственных цепочек по принципу одноцелевых товарных групп, выстраивание продаж не отдельных товаров, а систем машин полного технологического цикла (по сути, технологий). "Формирование единой производственной, технологической и кадровой дисциплины, проведение единой маркетинговой политики и системы продаж, единой сбытовой сети позволит снизить затраты на производство, увеличит долю на мировом рынке сельскохозяйственной техники белорусского производства и повысит капитализацию государственных активов", - отметил вице-премьер.

Кроме того, Юрий Назаров сообщил, что модернизация Минского тракторного завода позволит удвоить суммарный выпуск техники к 2030 году.

В предстоящей пятилетке в промышленности планируется реализовать следующие стратегические задачи. Первая - реконструкция автобусного производства Минского автомобильного завода со строительством нового производственного корпуса. "Мы увеличим мощности производства до 3 тыс. штук в год. Сегодня выпускаем максимально 1,5 тыс. Вчера была встреча с потенциальным европейским инвестором. Скорее всего, мы с ним подпишем в ближайшее время контракт на производство автобусов под ключ", - рассказал Юрий Назаров.

Второе - полная модернизация производства Минского тракторного завода с поэтапным увеличением выпуска тракторов современного технического уровня. "Планируется модернизация заготовительного производства, механообрабатывающего цеха высокоточных корпусных и картерных деталей, а также строительство нового литейного производства вне города Минска, - отметил вице-премьер. - Модернизация тракторостроительного производства позволит практически удвоить суммарный выпуск тракторов и машин до 70 тыс. штук к 2030 году и соответственно удвоить экспорт. Мы сегодня занимаем практически 2% на мировом рынке тракторной продукции. Думаю, что это позволит достичь как минимум 4%".

По словам Юрия Назарова, в Беларуси к 2030 году предусмотрено создание более 1300 электрозарядных станций.
 
В настоящее время электрозарядная сеть представлена 486 станциями, до конца 2021 года будет 600 станций, из них половина быстрозарядных. "К 2030 году предусмотрено создание более 1300 электрических заправочных станций. Предполагается также установка 25 супербыстрых электрозарядных комплексов в областных городах, Минске и на основных автомагистралях ", - сказал Юрий Назаров. Он добавил, что в этом году "Белоруснефть" реализует пилотный проект по строительству супербыстрого зарядного комплекса в Минске в районе разворотного кольца "Брилевичи" по ул. Наполеона Орды.

Юрий Назаров подчеркнул, что Правительством утверждена программа создания государственной сети для зарядки электромобилей, принят указ "О стимулировании использования электромобилей". Предусматривается ряд налоговых льгот и преференций как для физических, так и юридических лиц. На прошлой неделе обсуждены у Президента изменения в данный указ, которые были поддержаны Главой государства.

"Для стимулирования покупки электромобилей и зарядных станций предлагается расширить категории транспортных средств - к легковым электромобилям добавлен пассажирский и грузовой транспорт. Отменить "сквозной" НДС на всей цепочке - от производства, ввоза до приобретения электромобилей, в которой будут задействованы юридические лица и граждане. Освободить производителей электромобилей от уплаты НДС при ввозе не производимых в республике автокомпонентов для них. В результате мы приблизим цену на электромобиль к стоимости автомобиля с ДВС, что делает его конкурентоспособным для покупателя, - отметил вице-премьер.- Что касается зарядных станций, предлагается действующую льготу, а это 100-процентный инвестиционный вычет, применять не только на само зарядное устройство, но и на полную стоимость зарядной станции с учетом затрат по установке. Эффект для потребителя - увеличение инвествычета до 3 раз. Определен единый оператор по созданию государственной зарядной сети - производственное объединение "Белоруснефть".

Также, как сообщил Юрий Назаров, в Беларуси ведутся разработки электромобилей-мусоровозов и электробусов для аэропортов.

"В этом году Правительством принята комплексная программа развития электротранспорта на эту пятилетку. Программа включает комплекс мероприятий по всему "жизненному циклу" - от научного обеспечения, организации производства, приобретения и эксплуатации до утилизации и вторичного использования. Программой предусматривается создание опытных образцов и на их базе организация производства новых моделей электротранспорта", - рассказал Юрий Назаров.

По его словам, определенные результаты в этом направлении уже получены. В этом году "БЕЛДЖИ" впервые в режиме крупноузловой сборки начнет выпускать электромобиль GEELY GEOMETRIA C. "Всего порядка 50 машинокомплектов придет на сборку в этом году. Около 1 тыс. - в следующем. И самое главное, что на сегодняшний день у "БЕЛДЖИ" уже есть порядка 650 заявок на этот электромобиль, - отметил вице-премьер. - БЕЛАЗ впервые на мировом рынке карьерной техники применил в производстве высокоэффективные электроприводы нового поколения. В настоящее время изготовлены опытные образцы карьерных самосвалов на аккумуляторных батареях и в дизель-троллейвозном исполнении. Следующим шагом является разработка карьерных самосвалов с гибридным силовым агрегатом с применением аккумуляторных батарей и рекуперацией. По сути, впервые на данном рынке будет создана новая наукоемкая продукция с нулевым уровнем выбросов углекислого газа".

До конца года на "Белкоммунмаше" и МАЗе планируется обеспечить выпуск опытных образцов электрогрузовиков грузоподъемностью 10 и 4 т соответственно. "Кроме того, ведутся разработки электромобилей-мусоровозов, электробусов для аэропортов. "Могилевлифтмаш" реализует проект по созданию опытного образца базовой модели тягового электродвигателя для коммерческого электротранспорта. За 9 месяцев 2021 года с учетом машинокомплектов выпущено 427 единиц троллейбусов, из них 359 с автономным ходом, и 16 электробусов, - подчеркнул Юрий Назаров. - Дальнейшим логическим этапом программы является развитие пассажирских перевозок электротранспортом посредством обновления подвижного состава общественного пассажирского транспорта наших городов. Предусмотрена разработка облисполкомами и Минским горисполкомом планов обновления подвижного состава, выполняющего городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, направленных на увеличение доли электрифицированных транспортных средств до 43% к 2025 году".

Программой предусматривается также реализация мероприятий по созданию системы сбора, хранения и утилизации компонентов электротранспортных средств.

По словам Юрия Назарова, строительная готовность второго энергоблока БелАЭС почти 90%.

"В текущем году введен в эксплуатацию первый энергоблок Белорусской АЭС. С момента его включения в энергосистему страны выработано порядка 4,3 млрд кВт.ч электроэнергии, что позволило заместить до 1,2 млрд куб.м импортируемого природного газа. Строительная готовность второго энергоблока почти 90%. Его ввод в эксплуатацию запланирован на 2022 год", - рассказал Юрий Назаров.

Вице-премьер отметил, что ввод в эксплуатацию Белорусской АЭС позволит снизить потребление природного газа примерно на 4,5 млрд куб.м в год, или почти на $500 млн. "Позволит сократить выбросы парниковых газов в атмосферу, что будет благоприятно влиять на экологию. Создать новые рабочие места - до 2,5 тыс. мест в Островце. Сегодня там уже задействовано 2,2 тыс., - добавил он. - В целях экономии природного газа проводится работа по строительству энергоисточников на местных видах топлива. За прошлую пятилетку введены в эксплуатацию 117 таких энергоисточников суммарной тепловой мощностью почти 800 МВт. Это уже позволяет ежегодно снижать до 400 млн куб.м потребления природного газа. В этом году запланирован ввод в эксплуатацию еще 17 энергоисточников на местных видах топлива суммарной мощностью 121,9 МВт. Почти 30 млн куб.м мы заместим и увеличим долю местных видов топлива в валовом потреблении этих ресурсов за год примерно в 16%".

Также Юрий Назаров отметил, что цифровые решения активно внедряются на промышленных предприятиях страны.

"Цифровая трансформация на сегодняшний день становится трендом развития мировой экономики. Цифровые решения все активнее внедряются и на наших промышленных предприятиях. В качестве яркого примера "цифровой фабрики" можно привести завод "БЕЛДЖИ". На этом заводе цифровизированы практически все процессы: от планирования производства и управления оборудованием на конвейере до контроля качества и формирования систем сервиса. Подобные элементы внедрены также на "Атланте" и БЕЛАЗе", - рассказал Юрий Назаров.

По его словам, также на БЕЛАЗе освоено производство роботизированного карьерного самосвала, а в ближайших планах - реализация проекта "Интеллектуальный карьер", где будет работать только беспилотная техника. "Проекты по разработке беспилотных моделей ведутся также на МТЗ, "Гомсельмаше", МАЗе и "Белкоммунмаше", - отметил вице-премьер. - В холдинге "Интеграл" внедрена расширенная версия интегрированной информационной системы поддержки жизненного цикла изделий электронной техники. Подготовлен проект по разработке и внедрению единой системы комплексной автоматизации бизнес-процессов в условиях "Лидагропроммаш". Обсуждаются планы реализации аналогичной работы в холдинге "Белавтомаз".

Таким образом, планируется в перспективе разработка отечественного типового решения для производственного предприятия в целях предоставления его в последующем как услуги белорусским предприятиям с учетом предварительной адаптации под определенное производство. "В качестве пилотных площадок для такого решения определены следующие предприятия: МТЗ-холдинг, Минский моторный завод, ММЗ имени С.И.Вавилова, "Полесье", - добавил Юрий Назаров.

Кроме того, Юрий Назаров отметил, что создание отечественного ударного беспилотника "Квадро-1400" завершается.

"Стратегической задачей сегодня и на будущее является обеспечение национальной безопасности страны", - рассказал Юрий Назаров.

По его словам, в 2021 году модернизирована реактивная система залпового огня "Град". "На завершающей стадии находится создание отечественного ударного беспилотного авиационного комплекса "Квадро-1400", который способен в дневных и ночных условиях обнаруживать, распознавать и поражать легкобронированные и небронированные цели, живую силу противника. Завершается разработка трехкоординатного отечественного мобильного радиолокационного комплекса "Восток". Успешно выполняются разработки средств ближнего боя: многоцелевого гранатометного комплекса, стрелкового оружия и боеприпасов к нему", - отметил вице-премьер.

Осуществляется разработка и производство широчайшего спектра средств связи различных диапазонов и назначения от малогабаритных носимых станций УКВ-радиосвязи до стационарных узлов спутниковой связи. Разработан бронетранспортер с необитаемым боевым модулем.

"Научный и производственный потенциал организаций ВПК позволяет не только обеспечивать Вооруженные Силы страны новыми образцами вооружения и военной техники и таким образом экономить валютные средства на их закупку по импорту, но и зарабатывать, экспортируя данную продукцию", - подчеркнул Юрий Назаров.

Также Заместитель Премьер-министра рассказал о перспективах развития нефтехимической отрасли.

"В условиях санкционного давления единственно возможной стратегией сохранения конкурентоспособности и устойчивой работы нашей нефтепереработки является диверсификация существующего продуктового портфеля в сторону организации производств новых нефтехимических продуктов. В этих целях на заводе "Полимир" мы определись со строительством новой этилен-пропиленовой установки. Задача стоит в этой пятилетке ее построить. Мы сейчас находимся на стадии объявления конкурса. Мы надеемся, что на этот конкурс откликнутся наши китайские партнеры, потому что там эти технологии хорошо развиты", - отметил Юрий Назаров.

По его словам, повысить эффективность нефтепереработки позволит также ввод в эксплуатацию крупнейших комплексов по углубленной переработке нефти на наших НПЗ - это комплекс гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков на Мозырском НПЗ и установка замедленного коксования на "Нафтане". К сожалению, строительство этих объектов затянулось. Вместе с тем планируется получить товарную продукцию на данных комплексах в 1 квартале 2022 года.

"В целях налаживания альтернативных путей поставок нефти в Беларусь в настоящее время ведется строительство магистрального нефтепровода Гомель - Горки протяженностью 207 км. Из крупнейших проектов в области химии отмечу строительство нового азотного комплекса", - добавил вице-премьер. Параллельно на "Гродно Азоте" осуществляется модернизация действующих производств.

"В калийной отрасли в этом году введен в эксплуатацию горно-обогатительный комплекс по выпуску калийных удобрений на базе Петриковского месторождения мощностью до 1,5 млн т в год. В ближайшие годы будет введен в эксплуатацию и комплекс на базе Нежинского участка Старобинского месторождения мощностью до 2 млн т", - констатировал вице-премьер.