Доклад Премьер-министра Республики Беларусь Романа Головченко на VI Всебелорусском народном собрании "О политике экономического роста"

Уважаемый Александр Григорьевич!

Уважаемые участники Собрания!

В своем докладе Глава государства обозначил Основные направления социально-экономического развития страны на 2021 –  2025 годы.

Вы можете сами сравнить имеющуюся у вас на руках Программу пятилетки с периодически всплывающими рекомендациями теоретиков, страстно желающих реформировать белорусскую экономику по либеральному образцу так называемого «вашингтонского консенсуса», который довел до экономического краха и дефолта не одно государство.

И нам продолжают упорно подсовывать из-за рубежа те же рецепты: минимизация роли государства в экономике, масштабная приватизация государственных активов, открытие рынка для свободного ввоза зарубежных товаров. Все это – из так называемой программы экономических реформ самопровозглашенного «правительства в изгнании».

Но не возникает ли у вас резонный вопрос:  
а нужна ли этим советчикам крепко стоящая на ногах, экономически сильная Беларусь? Или нам готовят роль поставщика рабочей силы и рынка сбыта своих товаров? Такой экономический неоколониализм.

Есть ли у нас свой план, свое видение развития страны?

Такой план есть! Нацеленный на построение сильной экономики и максимальное вовлечение имеющихся ресурсов для обеспечения нашего благосостояния.

Для этого Правительство планирует реализовать политику экономического роста. В ее основе:

Первое. Стимулирование внутреннего потребления и рациональное импортозамещение. Это увеличение доходов населения, реализация госпрограмм, в том числе закупка отечественной техники на безэмиссионной основе.

Второе. Развертывание нового инвестиционного цикла. Предусматриваем снизить риски и издержки инвесторов, создать условия для привлечения «длинных» денег в экономику, сформировать развитую инфраструктуру во всех регионах страны.

Третье. Реализация экспортной стратегии.

Она будет направлена на внедрение инструментов финансовой и институциональной поддержки экспортеров всех форм собственности.

Я уверен, что все участники Собрания согласны с тем, что допустить деиндустриализацию Беларуси непростительно.

В промышленности наши достижения неоспоримы.

На мировом рынке Беларусь в числе лидеров во многих сегментах: треть рынка карьерной техники, пятая часть рынка калийных удобрений – наши, каждый 10-й трактор в мире – белорусский. Это наши традиционные отрасли. Но в истекшей пятилетке серьезно подтянули еще ряд направлений:

в деревообработке еще десять лет назад имели отрицательное сальдо торговли, сегодня – больше миллиарда долларов в «плюсе»;в фармацевтике половина продаж на собственном рынке – уже отечественные товары.
Следующий шаг. Предстоит создать и развить пять новых высокотехнологичных отраслей и направлений.

Первая. Электроиндустрия. Ее стержень – программа  «Национальный электротранспорт».

Планируем выпускать малогабаритную коммунальную технику, пассажирский и грузовой, легковой и индивидуальный электротранспорт. Задачи поставлены и работы распределены.

Для развития сопутствующей инфраструктуры продолжим установку отечественных электрозарядных станций.

К концу пятилетия треть городского общественного транспорта станет электрическим.

Вторая отрасль – биоиндустрия. За последние три года разработано более 150 новых биотехнологий.

Тест-системы для диагностики бактериальных инфекций, биомедицинские клеточные продукты для лечения отдельных видов онкологии и многое другое.

Все это – национальное достижение Беларуси и заслуга белорусских ученых.

Сегодня крупнейший проект в отрасли – Белорусская национальная биотехнологическая корпорация. Это организация высокотехнологичного агропромышленного производства полного цикла в Пуховичском районе.

Корпорацией запланирован выпуск совершенно уникальных для страны премиксов, аминокислот, комбикормов и других продуктов для сельского хозяйства.

Это позволит только на технологиях переработки кукурузы сэкономить стране на импорте около
100 млн долларов, получить не менее 400 млн долларов экспорта.

Такими технологиями обладают всего 4-5 стран в мире. И среди них будет Беларусь.

Фармацевтика. Правительством утверждена стратегия развития отрасли. Начинаем выпускать новые, остро востребованные лекарственные препараты – гормональные, психотропные, иммунодепрессанты, для лечения онкологических заболеваний.

Успешный пример есть в Витебской области, где сформирован медико-фармацевтический кластер на базе 10 организаций, включая два университета и технопарк. Его ядро – Витебский медуниверситет, где готовятся кадры для фармации. И это модель для будущего.

В результате удовлетворим внутренний спрос и обеспечим 50 процентов продаж белорусских лекарств на экспорт.

Четвертая отрасль – робототехника. Уже сегодня роботы стали реальностью в легкой промышленности. Они позволяют увеличить производительность труда в разы, постепенно замещают тяжелый труд и обеспечивают качество.  

Сегодня с роботизацией особенно тесно связывают рынок карьерной техники. На БЕЛАЗе планируем выпускать принципиально новую технику. Здесь уже идут испытания фронтального погрузчика с дистанционным управлением.

В планах – производство робота-челнока без кабины оператора грузоподъемностью 136 тонн.

Пятая отрасль. Производство композитных материалов. Продукция позволит заместить металл,
не уступая ему по качеству и прочности.

Внедрение этих технологий при производстве машин и оборудования позволит снизить использование металлов до 25 процентов, а это серьезное снижение импорта.

Всего же планируем реализовать 47 проектов в высокотехнологичных секторах с объемом инвестиций 19 млрд рублей.

Продолжим развивать и традиционные отрасли.

Но только на новой технологической базе и цифровой основе.

В химической отрасли предстоит:

ввести два крупных комплекса калийных удобрений в Петрикове и Старобине.

В Гомеле модернизировать химзавод.

Выпуск удобрений по этим направлениям увеличится в полтора раза;

построить новый суперсовременный комплекс по производству аммиака и карбамида, увеличив объемы производства почти в два раза.

В этом году завершим модернизацию «Нафтана» и перейдем на 100-процентный выпуск дизельного топлива Евро-5 независимо от загрузки.  

В деревообработке сформированы конкретные проекты с выстраиванием производственных цепочек от сырья до конечного продукта, то есть плитная продукция – в мебель.

В Шклове запустим бумагу-основу для напольных покрытий и продукции с декоративной печатью;

Светлогорскую целлюлозу направим для мешочной бумаги и картона с полимерным покрытием;

из бумаги и картона произведем экологическую упаковку, одноразовую посуду, товары гигиенического назначения.

Такая стратегия – глубокой переработки – будет применена ко всем отраслям на местном сырье.

Всего запланировано к реализации 26 новых проектов с использованием местного сырья на 2 млрд рублей во всех регионах страны.

В течение пятилетия в промышленность планируем привлечь более 80 млрд рублей и реализовать более 500 инвестиционных проектов.

Изменение внешних условий и ужесточение конкуренции требует и новых организационных бизнес-моделей взаимодействия между предприятиями.

Поэтому объединяя инициативы частного бизнеса, крупных госкомпаний, науки, создадим 13 кластеров в уже названных мною перспективных отраслях. Они будут нацелены на создание новых продуктов и их продвижение на рынок.

Новый вызов для нас – это то, что сегодня мировые производители объединяются с целью завоевать рынок и покупателя.

Чтобы успешно с ними конкурировать, отстаивать свои интересы на рынках, мы рассматриваем вопрос создания крупных государственных промышленных объединений. Крупное предприятие – большие возможности в инновациях и в инвестициях.

Например, в объединение сельхозмашиностроения может войти 30 предприятий с общим объемом выручки более 3 млрд рублей.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Глава государства подробно обозначил подходы к развитию агропромышленного комплекса.

Ключевой – сельское хозяйство должно стать прибыльным бизнесом.

Основная наша задача – повысить отдачу от каждого гектара и увеличить выход продукции с единицы сырья мяса и молока.

Продолжим работу по созданию крупнотоварного производства, эффективному использованию сырьевых зон для потребности переработки.

Оснастим сельское хозяйство современной отечественной техникой. За пятилетие поставим более
31 тысячи единиц на сумму около 4 млрд рублей.

Построим с использованием современных технологий 39 крупных производственных объектов на сумму более 2 млрд рублей.

В свою очередь от аграриев ждем к концу пятилетия увеличения объемов производства зерна до 10 млн тонн, молока – более 9 млн тонн, мяса – более 2 млн тонн.

СФЕРА УСЛУГ

Огромный потенциал сосредоточен в сфере услуг.

Мы сегодня далеко шагнули в IT-сфере. Сделаем все необходимое, чтобы эту динамику сохранить.

В своем выступлении Глава государства поставил задачу по строительству медицинских объектов.

Планируем, что наряду с повышением качества услуг для нашего населения увеличим и их экспорт – в полтора раза.

В результате сфера услуг составит более половины экономики, а наукоемкие отрасли этой сферы – IT, образование, наука, здравоохранение – пятую часть. Рассчитываем, что экспорт услуг к концу пятилетия вырастет до 12 млрд долларов.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Развитый IT-сектор позволяет масштабно внедрять «цифру»: от инфраструктурных вопросов и научного обеспечения до информатизации в традиционных отраслях и сфере услуг.

Создание в Беларуси сотовой связи пятого поколения – это новый этап развития и новые возможности использования цифровых технологий. Он станет неотъемлемым элементом в нашей жизни.

В рамках проекта «Электронное правительство» переведем в цифровой формат ряд услуг и для бизнеса, и для граждан.

Например, предприниматели смогут, не выходя из офиса, осуществить государственную регистрацию права на недвижимость и земельные участки, оформить лицензии, получить разрешение на размещение наружной рекламы и прочее.

С появлением ID-карт у граждан появится возможность через личный кабинет вести официальную переписку с госорганами, заказывать справки и документы.

Внедрение «цифры» – это свободный доступ населения регионов к услугам ведущих медицинских центров страны.

Для этого создается единая информационная система скорой медицинской помощи. Повсеместно задействуются электронные карты пациента, доступен сервис дистанционного мониторинга здоровья.

ЖИЛЬЕ И КОМФОРТНОСТЬ ПРОЖИВАНИЯ

Ключевым вопросом в создании комфортной среды является доступное и качественное жилье.

Правительство приняло пятилетнюю жилищную Программу. Обеспеченность на одного жителя увеличим до 28 с половиной квадратных метров.

Для этого введем более 21 млн квадратных метров жилья, из которых не менее 4 млн будут так называемыми «электродомами». А это инвестиции более 30 млрд рублей!

Учитывая желания и требования населения строить больше домов усадебного типа, переориентируем наши строительные организации на введение такого жилья.

Сегодня МАПИД и Гомельский ДСК уже предлагают 6 типовых проектов коттеджей по доступным ценам – от 670 рублей за квадратный метр.

Задача – распространить практику таких наработок и увеличить долю индивидуального жилья свыше 40 процентов.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

По оценке Всемирного банка, Беларусь создала самые лучшие условия для осуществления международной торговли среди всех членов ЕАЭС:

в мировом рейтинге мы на 24-м месте, торгуем со 172 странами.

В нашей экспортной стратегии две глобальные задачи – конкурентоспособный товар и доступ на рынки.

Новые финансовые возможности даст расширение количества «экспортных» банков-кредиторов и страховщиков.

Результирующим итогом станет валютная выручка более 50 млрд долларов в 2025 году.

И, конечно, очень важным направлением является укрепление внешнеэкономических связей и кооперации с нашими союзниками по ЕАЭС и Союзному государству Беларуси и России в контексте процессов экономической интеграции.

ИНВЕСТИЦИИ И НИП

Чтобы удерживать и завоевывать новые рынки, нужно постоянно обновляться. За пятилетие нам необходимо инвестировать более 200 млрд рублей, чтобы выйти на поставленные запланированные точки роста. И эти деньги мы должны с вами заработать, а частично прокредитоваться.

Для содействия развертыванию инвестиционного цикла формируется комплексный документ – Национальный инфраструктурный план Беларуси. Впервые мы собрали в один кулак всю потребность в инфраструктуре на пятилетие.

В инфраструктурный план включено примерно 1000 проектов с общим объемом финансирования свыше 28 млрд рублей. Это основа для развития регионов. Конечно, предстоит еще работа над изысканием источников финансирования под весь план, но как минимум 3,7 млрд рублей только на социальные объекты (больницы, школы, сады, физкультурно-оздоровительные комплексы)
уже заложено в план финансирования.

Остальные – для развития инженерной и транспортной инфраструктуры.

Без этого невозможно будет реализовать инвестиционные проекты в промышленности, сельском хозяйстве и других секторах экономики.

А это 500 км республиканских дорог, 7000 км местных дорог, 8 тысяч погонных метров дорожных сооружений, обходы городов, мосты и путепроводы и так далее.

Всего в сфере транспортной инфраструктуры
175 объектов на 7 млрд рублей. Плюс к этому 233 проекта в энергетике, ЖКХ, обращении с отходами на 13 млрд рублей.

Уважаемый Александр Григорьевич!

Уважаемые делегаты Собрания!

Я остановился на важнейших направлениях экономической политики Программы.

Для ее реализации мы выстроили систему инструментов.

Первое. Программа деятельности Правительства на период до 2025 года. В ней определяется вся регуляторная среда.

Второе. Государственные программы. Их 25. В программах определено, что, где и когда будем строить, за какие ресурсы и кто за это отвечает.

Третье. Национальный инфраструктурный план.

О нем я уже рассказал.

Уважаемые делегаты!

В течение нескольких месяцев Программа прошла широкое обсуждение в экспертных кругах и обществе, в том числе и на ваших областных собраниях. Там учтены и некоторые замечания экономистов и практиков из числа тех, кто критикует Правительство и его экономическую политику. Тех, кто действительно хочет сделать нашу страну лучше и имеет другую точку зрения, но живет в этой стране. Программа – это открытая книга, и мы будем дальше дописывать ее вместе.

Только объединив усилия, мы достигнем амбициозных задач нашей Программы и построим сильную Беларусь.

Да, мы иногда ошибаемся в расчетах и решениях, возвращаемся назад, исправляем ошибки и снова идем вперед вместе. Эта Программа – не набор крикливых заявлений и популистских лозунгов в стиле «счастье для всех даром». Это план тяжелой и кропотливой работы, в том числе и над своими ошибками.

Это Программа не для того, чтобы лечь на полку в кабинете. Это программа действий для машиностроителей, сталеваров, нефтяников, тружеников села и работников социальной сферы, банкиров и госслужащих.

А цель у нее одна – единство, развитие, независимость!

Спасибо за внимание!